1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взаимодействие с другими элементами

Взаимодействие государства с другими субъектами политической системы общества

юридические науки

  • Ситников Евгений Сергеевич , бакалавр, студент
  • Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • ЦЕРКОВЬ
  • ГОСУДАРСТВО
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Похожие материалы

При исследовании вопроса о роли и месте государства как особого звена в политической системе общества очень важно определить характер связей между государством и другими субъектами политической системы общества. Взаимоотношения государства с другими субъектами политической системы показывают, насколько схожи их принципы построения и функционирования, и демонстрируют степень совпадения их конечных целей и задач.

Взаимодействие государства с политическими партиями

«Политическая партия — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей» [3, с. 678]. Иными словами, политической партией является сформированная группа единомышленников, целью которой выступает реализация интересов части общества посредством полного завоевания государственной власти или же путём частичного участия в её осуществлении. По способу завоевания власти политические партии разделяются на: 1) партии, участвующие в парламентской деятельности; 2) партии, которые завоевывают власть демократическим путём; 3) партии, которые ставят перед собой задачу по насильственному преобразованию общественного строя. По степени участия в государственных делах можно выделить не только парламентские партии, но и партии, уже стоящие у власти – правящие. Политическая партия реализовывает свою власть путём расстановки своих членов на главные государственные посты. Бывают такие случаи, когда взаимодействие партии с государством приводит к политической системе, определяемой термином «партийное государство». В таком государстве функционирует лишь одна властвующая партия, её идеология становится государственной, в итоге происходит объединение партии и государственного аппарата. Партийный лидер фактически становится главой государства. В партийном государстве все иные общественные организации находятся под партийным контролем, а политическая система становится тоталитарной.

Абсолютной противоположностью такой политической системе являются многопартийные политические системы, в которых важные государственные решения принимаются демократическим путём. В таких политических системах государство организовывает свои взаимоотношения с парламентскими партиями по следующему принципу: «сформулированные как правовые требования претензии различных классов и социальных групп переходят в предмет анализа в ходе законодательного процесса, с соблюдением политико-правовых норм и процедур» [1, с. 102].

Взаимодействие государства с общественными объединениями

Взаимоотношения между государством и общественными объединениями выступают одним из главных показателей демократичности государственной власти. Когда государство старается сотрудничать с общественными объединениями, обеспечивая им свободное функционирование и помогая им развиваться, при этом гарантируя их самостоятельность в принятии решений собственных проблем, связанных с внутренней организацией, то подобное государство имеет характеристику демократического, так как оно оказывает содействие в реализации одного из важнейших прав человека – права объединяться в различные союзы с целью охраны и защиты своих интересов, а также для достижения общих целей.

Взаимоотношения государства с общественными объединениями имеют двухсторонний характер. Это означает, что государство устанавливает статус общественных объединений, а также определяет пределы их деятельности и объём принадлежащих им полномочий. Общественные объединения, в свою очередь, принимают участие в определении политики государства, осуществляют контроль за качеством деятельности органов государственной власти. В юридической литературе [2, с. 311 — 132] определяется ряд основных направлений в области сотрудничества государства с общественными объединениями: 1) государственное информирование общественных объединений относительно положения дел в разных сферах жизни общества, а также о решениях принимаемых органами государства; 2) совместная деятельность государства и общественных объединений в области решения общесоциальных проблем, таких как охрана труда, окружающей среды, общественного порядка и памятников культуры; 3) осуществление правотворчества и законотворчества: с помощью депутатов и партийных фракций общественные объединения оказывать влияние на процесс правотворчества, изучая общественное мнение, они проводят социальную экспертизу законопроектов и прочих нормативных правовых актов.

В свою очередь, государство производит контроль над: 1) законностью существования общественных объединений и их деятельности путём регистрации и проверки их уставных документов, а также наблюдения за тем, чтобы деятельность таких общественных объединений не выходила за границы, обозначенных в уставе целей и задач; 2) законностью источников доходов таких объединений; 3) своевременной уплатой объединениями установленных налогов, если их деятельность вообще подлежит налогообложению. Государство вправе приостановить деятельность общественных объединений, запретить всякое их участие в жизни общества (по решению суда), а также ликвидировать их вовсе в случаях ,предусмотренных законом.

Взаимодействие государства с церковью

Церковь – это общественная организация, которая объединяет людей, соблюдающих определённую религиозную веру или конфессию. В политических системах большинства стран церковь исключена из их состава. Именно поэтому и произошло отделение государства от церкви. Данный принцип зафиксирован в конституциях таких стран. Государство формально не включается в церковные дела, а церковь — в государственную жизнь и политику. В случае такого взаимодействия реализуется принцип свободного вероисповедания и автономии религии. Таким образом, в зависимости от уровня отношений с церковью, различают три вида государств: светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает полное изолирование церкви от государства при разграничении сфер их деятельности. В таком государстве церковь не исполняет политических функций, а, следовательно, не может являться элементом политической системы общества. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви, однако при этом находится на страже законной деятельности религиозных организаций, регулируя самые важные аспекты.

Теократическое государство является очевидной противоположностью светскому государству, ведь в нём прерогатива осуществления власти принадлежит церкви. В таком государстве монарх одновременно является и верховным священнослужителем (в качестве примера такого государства можно привести Ватикан).

Промежуточным вариантом между светским и теократическим государствами выступает клерикальное государство. Такое государство не едино с церковью, но тем не менее церковь при помощи институтов, установленных законодательно, определяющим образом оказывает влияние на государственную политику. В клерикальных государствах церкви принадлежит право регистрации актов гражданского состояния, а в некоторых случаях – и возможность регулирования брачно-семейных отношений.

Воздействие церкви и религиозных организаций на политическую жизнь определяется прежде всего уровнем развития демократии в стране и характером политического режима. В государствах с демократическим устройством обычно признаётся равенство религий и их церквей, в обществе существует свобода вероисповедания, а церковь изолирована от государства. Привилегии и любая дискриминация по отношению к той или иной религиозной организации запрещены. В тоталитарных политических системах за формальным невмешательством в дела религиозных организаций скрывается фактический контроль деятельности церкви, а также попытки установления контроля над священнослужителями. Что касается обществ, где господствуют религиозные системы, такие как ислам, то в них религиозные организации имеют особое влияние на функционирование государственных органов, задавая и определяя социальные цели и выступая фактически в качестве самого важного института политической системы. В таких обществах отношения государства с религиозными образованиями крайне противоречивы, они изменяются от абсолютного подчинения государственных органов религиозным организациям и их требованиям до острых конфликтов между государством и членами религиозного фундаментализма.

Читать еще:  Что вкусненького приготовить из тыквы

Итак, государство является важнейшим элементом системы общества, однако все свои функции оно выполняет только лишь во взаимодействии со всеми рассмотренными институтами. Политическая система общества является гармоничным симбиозом государства и других социальных элементов, которые, несмотря на различные политические функции, объединяются вокруг целей и идеалов, господствующих в конкретном обществе, с целью завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей. Характер политических систем определяется социальной средой, в которой они возникают и функционируют в интересах тех или иных социальных сил либо всего общества в целом.

Список литературы

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Юриспруденция, 2000.
  2. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. — М.: ЭКСМО, 2005.
  3. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и право: Словарь-справочник. — М.: Вуз и школа, 2004.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИКИ С ДРУГИМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Техника является элементом, частью культуры, так как потребности в ней выходят далеко за рамки элементарных биологических потребностей. В этом качестве техника находится в тесной связи с другими элементами культуры.

Очевидней и крепче всего является связь техники с таким феноменом культуры, как наука. Отношения между техникой и наукой имеют взаимообуславливающий характер. Взаимосвязь техники и науки менялась на протяжении истории человечества. Так, в античную эпоху техника воспринималась в качестве подражания природе, а человек лишь констатировал ее, поэтому рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода. С другой стороны, сравнивая технику с природой, греки пришли к выводу, что природа не всегда может создать то, что в состоянии сделать техника. Для греков функция техники, совершенствующая природу, есть искусность, мастерство делания — techne.

В Средние века техника рассматривалась больше как практическое мастерство строителя, изобретателя. То есть, техника ставилась на одну ступень с ремеслом. Между техникой и наукой начинается спор за выработку лучших средств в получении результата. А поскольку теория обнаружила недостатки традиционного знания для решения новых проблем (например, при строительстве грандиозных готических соборов), акцент смещается на одобрение и развитие практически ориентированной теории и практического изобретательства.

Эпоха Возрождения открывает новый этап отношений техники и науки. Леонардо да Винчи возрождает авторитет теоретической науки. Техника в большей степени рассматривается как продолжение природы: то, что может быть сконструировано, — это границы самой природы. Поэтому познание природы стало идентичным экспериментальному конструированию.

Вплоть до конца XIX века науки развивались в какой-то мере в стороне от техники, но оставались технически ориентированными. В ХХ столетии новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, возникают разнообразные технические теории.

Взаимоотношение техники с нравственностью проявляется в возникновении определенных личностных качеств, таких как предприимчивость, организованность, дисциплинированность, ответственность, но также и таких качеств, как холодная расчетливость, меркантильность, стандартизация поведения и мышления. По мнению Х.Ортеги-и-Гассета, техника дает возможность человеку утвердить свое господство над обстоятельствами.

Развитие техники имеет не только присущие ей внутренние факторы, но и внешние детерминанты. Существует две основных модели технического развития:

  1. технологический детерминизм; понимание техники как инструментальных средств, модель технического развития, обусловленная только внутренней логикой самого технического процесса; эволюция техники, с точки зрения сторонников этой модели, не зависит от социально-политических систем и других социокультурных оснований; основной аргумент — ни один человек никогда не хотел, чтобы техника стала тем, чем она есть сегодня;
  2. ценностный детерминизм связан с широким пониманием техники как социокультурного феномена; техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей; с этой точки зрения, техническое развитие опирается на свободный выбор ценностей, определяющих процессы технического действия и всецело определяется внешними обстоятельствами.

Можно заметить, что технические изменения — это изменения искусственной среды, созданной человеком, который живет по собственным законам и руководствуется собственной системой ценностей, не полностью подчиняясь физическому миру. Но, с другой стороны, утверждение о свободном выборе людьми ценностей, определяющих технические действия, тоже достаточно категорично. Видимо, эти две концепции сходятся в том случае, если лишаются свое абсолютизации. Таким образом, процесс развития техники имеет как внутренние детерминанты, лежащие в основании технологической логики, так и внешние, связанные с логикой социокультурной динамики. Как социокультурное явление, техника не может быть вычеркнута из общего контекста культуры человека.

В наши дни все большее распространение получает мысль о том, что техника не только включена в культуру, но и приоритетна в современных цивилизациях, что приводит к господству технической рациональности. Появляются так называемые техногенные цивилизации, но о них речь пойдет несколько позже. Прежде чем говорить о техногенной цивилизации, посмотрим, каков характер взаимоотношений техники и человека.

Очевидно, что техника обогащает человеческое существование, она является средством, при помощи которого человек приспосабливает среду, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Но во взаимоотношениях человека и техники появились новые аспекты, среди которых можно выделить два основных: граница между человеком и машиной, проблема естественного и искусственного интеллекта и образ жизни человека в техномире.

Первый аспект включает в себя несколько частей, схематично их можно представить следующим образом:

II. Взаимодействие государства с иными элементами политической системы общества;

Политические системы реализуют те или иные политические режимы, т.е. методы и способы осуществления государственной власти, и органично поэтому связаны с государственными режимами. Более подробно политические системы изучаются политологией. В рамках же теории государства основное внимание уделяется лишь некоторым аспектам политических систем, в частности взаимоотношениям государства с иными социальными институтами.

Читать еще:  Такие разные лепешки на сковороде

Во-первых, с политическими партиями, поскольку они являются важнейшими социальными институтами жизни общества.

Политическая партия — это, как правило, весьма формализованная организация со своей структурой, выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных групп, объединяющая наиболее активных их представит лей, ставящая своей целью завоевание политической власти. Государство — как раз тот социальный институт, где партийные цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает объектом политической борьбы.

Различают парламентские партии, ставящие своей целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Во-вторых, взаимоотношения государства с национальными движениями. Эти взаимодействия весьма многоплановы, поскольку национальные движения представляют собой гораздо менее формализованные общественные формирования, чем политические партии. Это различные фонды, союзы, соборы и т. д. Они, как правило, не имеют членства, структура их размыта.

В департизированном и деидеологизированном государстве цели и задачи национальных движений воспринимаются аппаратом государства не организационно, не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия

В-третьих, взаимоотношения государства с профсоюзами и другими общественными организациями. В демократических государствах они также сложны и многообразны. Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества с государством, то противоборствовали ему.

В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсоюзные организации становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения оплаты труда, получения разнообразных льгот и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп трудящихся, что разрушает в конечном счете единое экономическое пространство, ведет к инфляции, спаду производства и другим бедам.

В-четвертых, взаимоотношения государства с религиозными организациями.

Истории известны теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические. В обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам (современный Иран), религиозные организации определяют социальные цели и смысл общественной, политической жизни, выступают фактически стержнем политической жизни. В тоталитарно-распределительных системах, как правило, государство влияет на церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы (СССР) применяют открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной жизни общества.

В большинстве политических систем современности государство отделилось от церкви. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы и автономии религии. Это происходит в либерально-демократических политических системах. В целом церковь в таких системах — важный элемент и целью ее является нравственно-религиозное, духовное воспитание, но отнюдь не вмешательство в политическую жизнь.

В-пятых, взаимоотношения государства с органами самоуправления общества.

Такие органы возникают для решения так называемых местных дел: бытового, коммунального устройства, организации самоуправления на уровне городов, районов и пр. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания и т.п.

Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества. Вопрос о принадлежности органов самоуправления к государственной власти или автономности от нее решается в каждом обществе по-разному. В Конституции РФ, в частности, органы самоуправления отделены от государства. Им передается самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. А осуществляется местное самоуправление гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Итак, государство — важнейший элемент системы общества, но свои функции оно выполняет только во взаимодействии со всеми социальными институтами. Политическая система общества есть органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного — завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.

Характер политических систем определяется той социальной средой, в которой они возникают и функционируют. Они имеют динамический характер (эволюционируют, перестраиваются), но всегда возникают объективно в интересах либо тех или иных социальных сил, либо всего общества в целом.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

Политические партии – специфический элемент политической системы. Исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы, как институты, оппозиционные государству и существующим политическим объединениям, как союзы единомышленников. Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. В настоящее время они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.

Партия – это общественно-политическая организация. Которая характеризуется следующими признаками:

1) любая партия есть носитель идеологии или по меньшей мере особого видения мира и человека;

2) партия – это организация, то есть структурированное объединение людей, относительно продолжительное по времени, на самых разных уровнях политики – от местного до международного;

3) цель партии – завоевание и осуществление власти. Это отличает ее от других общественных организаций, не претендующих на власть;

4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку населения в различных формах: от голосования за нее до активного членства.

Политическая партия— организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реали­зацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществ­лении.

В современных условиях, по мере вовлечения в политику все более широких слоев населения, роль партий возросла, и они стали одним из основных субъектов политики и необходи­мым элементом демократического государства. С борьбой между партиями связано решение вопроса о государственной власти — ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления.

Партии активно участвуют в политической жизни общества в самых различных формах. Прежде всего, здесь имеется в виду участие в выборах представительных органов государства (выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, участие в работе избирательных комиссий и т. д.), участие в формировании других государственных органов, участие в принятии и реали­зации государственных решений.

В свою очередь государство при помощи права может в той или иной степени регулировать (или вообще не регулировать) процессы образования и функционирования политических партий. Современная тенденция, однако, состоит во все более подробном регулировании участия партий в политиче­ской жизни — в связи с усложнением форм и методов их деятельности, воз­растанием роли в обществе. Если конституции XIX века даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в госу­дарственной жизни, то сейчас регулирование их деятельности — самостоя­тельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных госу­дарств отражены следующие моменты: понятие политической партии, опре­деление места и роли партий в политической системе; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к организацион­ному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

Читать еще:  Пошаговый рецепт для детей и взрослых

В условиях авторитарных и тоталитарных политических режимов существует, как правило, единственная правящая партия, которая сливается с государством. Ее статус может быть закреплен законодательно, а может и не быть установлен: партия выше всякого закона, следовательно, никаких юридических границ ее власти устанавливать не следует. Оппозиционные партии отсутствуют или ликвидируются.

В условиях демократического политического режима признается много­партийность. Не допускается как незаконное ограничение деятельности по­литических партий, так и чрезмерное (когда, к примеру, решения политиче­ской партии становятся обязательными для государства) или деструктивное влияние политических партий на государство.

Политическая система РФ характеризуется многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано несколько сотен общероссийских, межрегиональных и региональных партий, среди которых можно выделить три основных группы: 1) партии либеральной и социально-либеральной ориентации, ставящие своей целью превратить РФ в типичное буржуазное государство по образу и подобию современных буржуазных государств;

2) партии национально-патриотической ориентации, стоящие в оппозиции к нынешнему курсу государства и ориентированные на воссоздание и укрепление отечественной многонациональной государственности, преемственность и защиту национальных интересов России и свобод ее граждан;

3) партии социалистической и коммунистической ориентации, ставящие своей целью продолжение социалистического и коммунистического строительства в России.

В соответствии со статьей 30 Конституции РФ каждый имеет право на объе­динение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; ни­кто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пре­быванию в нем. Статья 13 Конституции РФ провозглашает политическое мно­гообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед за­коном. В то же время «запрещается создание и деятельность общественных объ­единений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Взаимодействие государства с другими элементами политической системы

В процессе своего функционирования государство неизбежно вступает в отношения с другими элементами политической системы: политическими партиями, общественными объединениями, церковью, органами местного самоуправления.

Взаимодействие государства и политических партий

Политическая партия – это организация, имеющая структуру (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Статья 3 Федерального закона от i 1.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»

1. Политическая партия это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Различают партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, нелегитимный захват власти.

По объему участия в делах государства можно различать не только парламентские, т.е. имеющие большинство в парламенте, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет свою власть главным образом через своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.

В крайних случаях взаимодействия партии и государства возникает такой тип политической системы, который может быть определен как партийное государство: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль, и политическая система становится тоталитарной.

Антиподом политической системы типа партийного государства являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократическим путем.

В этих системах свои отношения с парламентскими партиями государство строит, как правило, по следующей схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса, проводимого при соблюдении политических и правовых норм и процедур.

Государство и общественные объединения. В современном мире все большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, по количеству членов, но влиянию па политическую жизнь.

Общественное объединение – это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе единых интересов для достижения общих целей.

Эти объединения оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, могут быть задействованы в образовании избирательных комиссий, а также проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.

Некоторыми особенностями отличаются взаимоотношения государства с профсоюзами. Профессиональные союзы появились как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профсоюзов также драматична и многопланова.

Политические системы некоторых обществ принимали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение. На разных этапах государственности профсоюзы то вступал и в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector