10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пословицы как средство формирования нравственной культуры человека

Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Инна Софронова
Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы- это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Происхождение пословиц очень древнее. Их могли создавать люди, умевшие не только познавать окружающую действительность, но и осмысливать ее. Необходимой предпосылкой появления пословиц был и определенный уровень развития языка, способность человека пользоваться им в целях обобщенно-логического и художественно-образного воспроизведения действительности.

Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражении. К. Д. Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». «Именно в их лаконичной форме отчетливо проступают черты национального характера»-отмечает З. В. Сикевич. В краткой их форме дается программа нравственного воспитания молодого поколения. Даль В. Говорит о пословице как о коротенькой притче. «Это суждение, приговор, поучение, высказывание обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности; это обиняк с приложением к делу, понятный принятый всеми»,- пишет он. Он назвал пословицы сводом «народной опытной премудрости и целомудрия», «цветом народного ума», «житейской народной правдой».

Пословицы и поговорки — это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народный традиций. «Пословица – старина, не прошлое, а живой голос народа, что ему надо сегодня и потребуется завтра»,- пишет П. И. Пидкасистый, называя их, а также пословицы, легенды и т. п., распространенными средствами народной педагогики. «В любой пословице присутствуют «педагогический момент» — назидательность».

На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет поговорки и пословицы крылатыми словами. В понимании народа поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил: «Правда дороже золота», «Терпение и труд все перетрут», «Мир не без добрых людей».

Краткими крылатыми фразами народ выражал и свои патриотические чувства: «Своя земля и в гордости мила», «Родимая сторона-мать, чужая-мачеха». Одним из важнейших заветов, которые пословицы давали человеку, был завет любить и защищать родину, быть ей всегда верным: «Где кто родился, там и пригодился», «береги землю родимую, как мать любимую».

В самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоение истины, но и на то, чтобы они стали неписанными законами жизни, оказывали прямое влияние на воспитание и формирование личности: «Жизнь прожить — не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Помощь в несчастье- что дождь в засуху».

Следует обратить внимание на нравственно — поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих нородное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании: «Человек познается в труде», «Кого уважают, того и слушают», «За добро добром платят».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Хороший хозяин одним глазом спит».

От хозяйки ждут домовитости, трудолюбия, сноровки, аккуратности, бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», «Женщине красота — домостройство».

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Мать праведна — ограда камена», «Живы родители –почитай, померли -поминай».

С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность материнства, как единство природного и духовно-нравственного начала.

В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребенок овладевает представлениями о лучших мужских и женских качествах русского народа-доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, милосердие, гостеприимство, благотворительность и др.

Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.

Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребенка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.

Сценарий конкурсной программы для детей старшего дошкольного возраста «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о хлебе?» Задачи. Развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание поделиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; нацелить.

Пословицы, поговорки, прибаутки как средства для обогащения речи детей и воспитания нравственных качеств «Поговорки и пословицы – речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа». К. Д. Ушинский Дошкольный возраст.

Значение пословиц в духовно-нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста

Дата публикации: 28.06.2019 2019-06-28

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Сулайманова Т. Значение пословиц в духовно-нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №26. — С. 327-329. — URL https://moluch.ru/archive/264/59222/ (дата обращения: 25.10.2019).

Целью данной статьи является воспитание молодого поколения продолжателями нашей национальной культуры, а также в ней речь идет о значении пословиц, как неразрывной части узбекского устного народного творчества, в духовно-нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.

Ключевые слова: устное народное творчество, духовность, нравственность, воспитание, пословица, ребенок, младший школьный возраст.

The importance of proverbs which are inseparable parts of folklore getting rich, living unanimously with Uzbek people since they origination will now be discussed in this article in which great aim is intended to bring up young generation as real successors of our national culture.

Key words: folklore, morals, ethics, upbringing, proverb, child.

Сохранение самобытности национальной культуры нашей страны, усовершенствование молодого поколения в духовно-нравственном отношении — актуальные задачи нашего времени. Современный учащийся должен быть умным, мудрым, сметливым, и, конечно, духовно-нравственно совершенным. Само собой, возникает вопрос: «Что такое духовность, нравственность, воспитание, связанные с духовно-нравственным воспитанием?». В толковом словаре узбекского языка этим словам даны следующие определения:

Духовность — социальное явление, идущее рядом с материальной жизнью, являющееся неразрывной частью жизни народа и общества [2]. Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов это понятие охарактеризовал так: «Духовность — несравненная сила, которая побуждает человека к духовному очищению, душевному взрослению, укрепляет внутренний мир, волю человека, сохраняет веру, убеждение, пробуждает совесть, критерий его взглядов». Нравственность — это поведение, воспитанность человека, его такт [2]. Воспитание — развитие, уход, растить, обучать, дать образование. Обучая, доводить до совершеннолетия [2].

Духовно-нравственное воспитание ребенка осуществляется когда, кем, какими средствами? Этот вопрос является интересной и важной проблемой сегодняшнего времени. Каждая личность, прежде всего, в семье, после в дошкольном учреждении, затем в школе, в высшем учебном заведении — так поэтапно воспитывается в духовно-нравственном отношении. Учащиеся в младшем школьном возрасте с научной точки зрения закрепляют ранее полученные знания. В этот период особое место занимают пословицы, как один из широко распространенных жанров устного народного творчества. Понятие «пословица» от арабского означает «говорить», «сказать» и применяется как устойчивое выражение. Пословицы по своей природе является международным жанром. В мире нет народа, у которого не было бы своих пословиц. Потому что каждый народ свой жизненный опыт оставляет поколениям в форме пословиц.

Русский писатель Л. Н. Толстой писал: «В каждой пословице я вижу образ народа, создавшего эту пословицу» [1]. Богатый жизненный опыт узбекского народа, накопленный «на уроке жизни» веками, находит свое отражение в пословицах. Как говорят, «у каждого цветка есть свой аромат, у каждого ветра есть свой лад», наши пословицы являются духовным культурным наследием, где собраны обычаи, традиции нашего народа и самое важное, назидание и пример о том, какими должны быть узбекские дети. Отличие пословиц от других образцов устного народного творчества в том, что у них мысль выражается точно и употребляется в прямом, или в переносном значении. В пословицах отражаются надежды, мечты, духовно-нравственные взгляды, все грани воспитания народа. Поэтому пословицы оказывают положительное влияние на воспитание, особенно, с точки зрения нравственности.

Пословицы по теме, данные после стихотворения, рассказа и преданий в учебниках, помогают учащимся сделать выводы по теме и понимать их смысл. К примеру, учащиеся 1класса, закончив изучение азбуки, начинают изучать чтение, оно им дается трудно, а если читают, им трудно бывает понимание текста. В таких ситуациях в понимании смысла текста, его подлинной идеи пословицы имеют важное значение. В учебнике чтения для 1класса представлены всего 30 пословиц, из них 18 даны в темах, а 12 отдельной форме. Примеры из них: Укого есть Родина — у того есть счастье. Родимый край — золотая колыбель.

Из этих пословиц видно, что они, прежде всего, соответствуют возрасту и умственным способностям учащихся, представлены в простой и краткой форме, а тема у них, в основном, Родина, учение, ум, здоровье, трудолюбие, честность, скромность. Они служат первоначальной основой в воспитании учащихся всесторонне развитыми личностями, расширению их духовного и нравственного мира.

Читать еще:  Вкусные меренги рецепт

Продолжая вышесказанное, обратим внимание учебнику чтения для 2 класса и обнаружим, что во 2 классе больше, чем в 1 классе, а именно представлено 65 пословиц. По увеличению количества пословиц расширяется и круг тем. Например:

О значении времени: Ушло время –ушло счастье.

Об изучении других языков: Знание языка — знание народа.

О временах года: Один день осени кормит один месяц зимы. Котел осени густо кипит. Снег зимы — лекарство для лета. Снег зимы — изобилие осени. Дары лета — клад для зимы. Действие летом — обилие осенью.

О хлебе: Хлеб — драгоценный дар. Почтение хлебу — почтение народу.

О гостеприимстве: Гость ценнее отца.

О дружбе: Пой песни другу, с любовью пой. Настоящий друг говорит от чистого сердца. Сдругом твой сад цветник. Хороший друг радует, плохой друг огорчает. Другу будь преданным, врагу бдительным.

О родителях: Когда смеется мать, дом заполняется радостью. Когда смеется отец, печаль рассеивается. Если ты дашь отцу один, сын тебе даст тысячу.

О трудолюбии: Если трудишься, будешь жить вольготно.

О честности: Будешь честным –добьешься цели, нечестным — придется стыдиться.

Такие пословицы помогают учащимся свободно мыслить, обогащают духовно-нравственные качества. Например: в этом учебнике есть стихотворение Мукима Кадыра «Мы- завтра Родины», которое начинается так:

Мы веселые ребята,

Словно звезды на земле.

В будущее устремлены

Мы- завтра Родины.

После этого стихотворения приведена пословица: Лучше быть нищим на Родине, чем быть царем на чужбине. Целью использования этой пословицы после стихотворения является формирование у детей чувства верности, любви, гордости за Родину, пробуждение чувства ответственности за будущее страны. В этом учебнике дается текст «Знание», принадлежащий перу Абдулле Авлони. Ниже приведем этот текст:

Знание это значит хорошо читать и писать, изучать каждую нужную вещь. Знание — это почесть миру. Знание — это высшее и священнее качество для человека. Потому что знание как зеркало показывает наше лицо, наши действия. Заостряет наши разум, мысль. Человек без знания как дерево без плода. Польза знания настолько много, все не опишешь. Знание освобождает нас от мрака невежества.

После текста «Знание» приведена пословица «Знающий живет тысячу раз, а незнающий — один раз». Эта пословица побуждает детей к овладению знаниями и напоминает о преимуществах знаний. Здесь у учащихся может возникнуть вопрос: «Как человек может жить тысячу раз?». В этой ситуации учитель объясняет учащимся, что человек тысячу раз жить не может, но его дела, его имя могут жить вечно и в качестве примера рассказывает о наших великих предках — мыслителей с мировым именем, как Хоразми, Беруни, Авиценна, Навои и др. Во время работы с этим текстом в целях повышения его воспитательного значения учитель может привести и другие пословицы, например: Знание — светоч ума. Ссильной рукой можно победить одного, а знанием — тысячу. Можно также использовать такие мудрые изречения Алишера Навои. 1. Чего не знаешь, спрашивай — будешь ученым, если стыдишься спросить — будешь своим врагом. 2. Знания приходят годами, а река наберется по капле.

Кроме этого, если обратим внимание на содержание учебников чтения для начальных классов, здесь тоже среди разделов обнаружим пословицы устного народного творчества. По этим пословицам учащиеся до того, как приступить к изучению раздела, узнают, какую тему будут изучать в этом разделе. Например, если в содержании учебника чтения для 1 класса разделы названы пословицами «Знание — светоч ума», «Наставления народа — ключ к счастью», то в содержании учебника чтения для 2 класса обнаружим раздел с названием «Родимый край — золотая колыбель». Большое значение имеют маленький объем, мастерски использование рифмовки, разнообразие тем узбекских народных пословиц. В них используется ряд художественных средств изображения, как олицетворение, сравнение, противопоставление и др. Из них тазод (противопоставление) является самым характерным художественно-изобразительным средством народных пословиц. Например, в пословице «Доброта принесет свет, а зло — мрак» противопоставляются слова с противоположными значениями добро — зло, свет — мрак. В результате этого приема усиливается воздействие на учащихся. Использование разнообразных художественно-изобразительных средств делает содержание произведения реальным, позволяет пословицам выполнять последовательную идейную функцию. Правильное употребление учащимися пословиц свидетельствует о должном воздействии их на сознание учащихся, а также о правильном понимании ими значения пословиц.

Таким образом народные пословицы, как неразрывная часть устного народного творчества, наряду с формированием у учащихся таких положительных качеств, как любовь к Родине, верность, трудолюбие, храбрость, дружелюбие, великодушие, мудрость и другие, занимает важное место в воспитании их высоконравственными и духовно зрелыми личностями.

  1. Каримов. И «Юксак манавият-енгилмас куч» Т: «Манавият», 2009, 11 б.
  2. Имомов. К., Саримсоков. Б., ва б. Узбек халк огзаки поетик ижоди. Т: «Укитувчи», 1990, 304 б.
  3. Узбек тилининг изохли лугати. Т: «Узбекистон миллий енсиклопедияси», 2006, (1–2–3-томлар)
  4. Гаффорова. Т., Шодмоновю Е., Ештурдиеваю Г. 1-синф Укиш китоби. Т: «Щарк» нашриёт-матбаа аксиядорлик компанияси бош тахририяти 2017, 127б.
  5. Гаффорова. Т., Нуруллаева. Ш., Мирзахакимова З. 2-синф Укиш китоби. Т: «Щарк» нашриёт-матбаа аксиядорлик компанияси бош тахририяти, 2016, 174 б.

Воспитательный потенциал пословиц и поговорок в формировании ценностных ориентаций у младших школьников в поликультурной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мамышева Зуриета Зулькариновна, Блягоз Зулькарин Учужукович

В статье рассматривается значение пословиц и поговорок в формировании ценностных ориентаций у младших школьников в поликультурной образовательной среде . Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования уровня понимания младшими школьниками ценностных основ, заложенных в пословицах и поговорках .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мамышева Зуриета Зулькариновна, Блягоз Зулькарин Учужукович,

EDUCATIONAL POTENTIAL OF PROVERBS AND SAYINGS IN FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE MULTICULTURAL LEARNING ENVIRONMENT

The paper discusses the importance of proverbs and sayings in the formation of value orientations in primary school children in a multicultural learning environment. The results of an experimental study are given to show the level of understanding by younger students of the value foundations laid in proverbs and sayings.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал пословиц и поговорок в формировании ценностных ориентаций у младших школьников в поликультурной образовательной среде»

УДК 371.4 ББК 74.200.53 М 22

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии Адыгейского государственного университета, Майкоп; E-mail: Zuriet77@yandex.ru

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета, Майкоп; E-mail: dragon01@rambler.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается значение пословиц и поговорок в формировании ценностных ориентаций у младших школьников в поликультурной образовательной среде. Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования уровня понимания младшими школьниками ценностных основ, заложенных в пословицах и поговорках.

Ключевые слова: пословицы, поговорки, ценностные ориентации, младшие школьники, поликультурная образовательная среда.

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Psychology Department, Adyghe State University Maikop; E-mail: Zuriet77@yandex.ru

Doctor of Philology, Professor of Russian and Technique of Teaching Department, Adyghe State University, Maikop; E-mail: dragon01@rambler.ru

EDUCATIONAL POTENTIAL OF PROVERBS AND SAYINGS IN FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE MULTICULTURAL LEARNING

Abstract. The paper discusses the importance of proverbs and sayings in the formation of value orientations in primary school children in a multicultural learning environment. The results of an experimental study are given to show the level of understanding by younger students of the value foundations laid in proverbs and sayings.

Keywords: proverbs, sayings, value orientations, younger school students, multicultural learning environment.

В современной ситуации исторически значимых изменений общества и проявлении «негативной динамики культурных и общественных ценностных ориентаций школьников» (Д.И. Фельдштейн) [1] формирование ценностных ориентаций младших школьников становится основополагающим фактором перспективы взаимоотношений в многонациональных коллективах, способно выполнять функции духовно-нравственного воспитания в поликультурной образовательной среде.

В решении этой острой социальной проблемы ведущая роль отводится I ступени общеобразовательной школы, где развёртывается интенсивный процесс формирования нравственных качеств личности ребенка, всего спектра отношений детей младшего школьного возраста к действительности.

В этом процессе, в формировании у младших школьников ценностных ориентаций,

велика роль пословиц и поговорок, т.к. в них заложены в качестве основы мысли, чувства и жизненный опыт народа, пример жизненной ситуации, передающиеся им через родной язык.

Пословицы и поговорки, как часть фольклора, способствуют передаче подрастающему поколению важнейших представлений народа о таких ценностях, как семья, труд, толерантность, любовь к Родине и др.

Значимыми для нашего исследования стали работы, в которых исследуется воспитательный потенциал пословиц и поговорок, их значимость в воспитании подрастающего поколения: В.И. Даля. К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.П. Аникиной, А.А. Разумова, Ю. Тлюстена, И.А. Шорова, К.И. Бузарова, З.У! Блягоза, М.К. Хуажева и др.

Читать еще:  Секреты правильного взбивания белков и их использования

Как отмечал К.Д. Ушинский, «пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков» [2, 557].

Пословица — краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа; имеет форму законченного предложения [3].

Интерес представляет то, что пословица — не простое изречение. И для того, чтобы заложенный механизм для передачи смысла пословиц был доступен детям младшего школьного возраста, следует создавать такие педагогические условия, содержание которых позволяет мотивированно формировать ценностные ориентации учащихся начальных классов, так как пословицы способны передавать опыт того или иного народа. Несомненной ценностью данных единиц является то, что пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают. Например: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»

Поговорка — краткое изречение, нередко назидательного характера, имеющее, в отличие от пословицы, только буквальный план и в грамматическом отношении представляющее собой законченное предложение [3].

Поговорки и поговорочные выражения, которые не имеют переносного смысла, выступают в своём обычном, свободном значении, не теряют предметной соотнесённости и отличаются простотой и занимательностью, ясностью идеи, заложенной в них, а потому служат довольно эффективным средством в воспитании ценностных основ младших школьников. Соответствующие поговорки не нуждаются в толковании. Например: «Кончил дело — гуляй смело; Молчание — знак согласия; Не место красит человека, а человек место».

Использование смыслового потенциала пословиц и поговорок в процессе формирования ценностных ориентаций младших школьников способно выполнять функции воспитания нравственно-ценностных основ, причем способно создавать механизмы по обеспечению эффективного воздействия на развитие духовного и интеллектуального уровней личности в поликультурной образовательной среде.

Процесс изучения ценностных основ, заложенных в содержании русских пословиц и поговорок, способствует целенаправленному пониманию и разумному восприятию тех ценностей, которые развивают у учащихся начальных классов чувство справедливости: Если ты справедлив, то силен; Справедливый находит себе дорогу и др.; уважение к старшим: Там, где почитают старших, там и молодежь в почете; У кого есть старики, у того порядок; Старшего не зовут к себе, а идут к нему и др.; правдивость, верность слову: Правда — золото; Правда — дороже золота; Правда глаза колет; У лжи ноги коротки и др.; почтительное отношение к матери, к женщине: Скажи устами матери, дари руками матери; Кто не уступает женщине, у того нет совести и др. ; отношение к труду как одухотворяющей ценности: Человека возвышают его творения; Если не знаешь дела, то не сможешь завершить его конец; Успех работы определяется от твоего отношения к ней; Умение и знание — братья и др. ; ценностное отношение к дружбе как преодолению любых препятствий, чтобы прийти на помощь: Настоящий друг тот, который остается другом

после того, как споткнешься; Дружба — дороже золотой горы; Один человек для другого подмога и др.

В адыгских пословицах и поговорках также заключены традиционные законы, нормы, правила поведения, т.е. народная мудрость, которая может явиться надежным методологическим фундаментом воспитания подрастающего поколения, особенно для детей младшего школьного возраста: ум, слово, мышление как ценность для человека: Акъылым уасэ и1эп, гъэсэныгъэм гъунэ и1эп — «Ум не имеет цены, знание — предела»; Акъылыш1ор насыпыш1у — «Умный — счастливый человек (т.е. имеет постоянное богатство)»; Гъэсэныгъэр — хьак1э, акъылыр — хэгърэй — «Образование — гость, ум — хозяин» и др.; трудолюбие: Лэжьэным уегъэлъап1э, шъхьахынагъэм уегъэпыуты «Труд возвышает человека, лень обесценивает»; 1офынчъэ зыщыхъурэм ц1ыфыр мэк1оды «Когда человек становится безработным, он пропадает»; 1офынчъэр — насыпынчъ «Безработный — несчастный» и др.; правдивость, умение быть верным данному слову: Фэмыш1эшъущтыр ямы1у,

къэмы1этышъущтым ук1эмы1 — «Не обещай, если не сдержишь слова; не усердствуй, если не осилить груз»; Гущы1э птыгъэмэ, гъэшъыпкъэжь — «Если дал слово, сдержи» и др.; уважительное и почтительное отношение к старшему: Нахьыжъхэм шъхьак1афэ

афэзымыш1эрэм шхьак1афэ тефэрэп — «Кто не почитает старших, сам не достоин почитания»; Нахьыжъым к1элъыджэхэрэп — лъэк1ох — «Старшего не зовут к себе, а идут к нему» и др.; отношение к гостю: Хьак1эу къыпфак1омэ, уиджэгъогъури ныбджэгъу — «Если к тебе пришел в гости даже враг, он становится другом»; Адыгэ хьак1эр пытап1э ис -«Адыгейский гость словно в крепости надежной» и др.; отношение к матери и к женщине: Янэ еплъ, ыпхъу къащэ — «Учти нормы поведения матери, прежде чем жениться на дочери»; Ным ыц1эк1э 1о, ным ы1ак1э тэ — «Скажи устами матери, дари руками матери»; Сабыим ныр маш1ом пегъахьэ — «Ради ребенка мать войдет и в огонь» [5] и др.

В рамках поликультурного пространства особого внимания требует формирование конкретных свойств личности, одно из которых — умение общаться. История учит, что отсутствие культуры межнационального общения приводит к осложнению взаимоотношений не только между людьми, но и между народами и государствами. Обладая многовековой культурой межнационального общения, адыгский народ, как и любой другой народ, сохранил в пословицах и поговорках те ценности, которые являются источником и средством формирования толерантных отношений.

Таким образом, использование смыслового потенциала пословиц и поговорок (как русских, так и адыгских) выполняет функции воспитания нравственно-ценностных основ и способствует воспитанию нравственности, духовности, толерантности, трудолюбия у младших школьников как основной части подрастающего поколения в поликультурной образовательной среде.

В рамках общей экспериментальной проверки эффективности процесса формирования ценностных ориентаций у младших школьников в поликультурной образовательной среде было проведено исследование уровня понимания ценностных основ, заложенных в пословицах и поговорках.

Показатели уровней понимания младшими школьниками ценностных основ, заложенных в пословицах и поговорках, представлены в таблице:

Высокий Средний Низкий

Уровень понимания младшими школьниками ценностных основ, заложенных в пословицах и поговорках Ученик различает в пословице и поговорке прямой и переносный смысл; выражает скрытую мысль словами; осознаёт и переносит усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию. Ученик различает в пословице и поговорке прямой смысл, затрудняется в различении переносного смысла; пытается выражать скрытую мысль словами, не всегда удачно; осознаёт и переносит усвоенный концепт на другой текст или Ученик не различает в пословице и поговорке переносный смысл; не может выразить скрытую мысль словами; не осознаёт и не переносит концепт на другой текст или жизненную ситуацию.

Языковым материалом для проведения экспериментального исследования явились те пословицы и поговорки, которые заставили учащихся задуматься над осмыслением этических понятий и нравственных норм, отражённых в них. Так в первом классе это пословицы о труде и трудолюбии, о друзьях и дружбе, о терпении и понимании. Во втором классе продолжили раскрывать смысл пословиц и поговорок, но уже на другом языковом материале. Это пословицы о родине, о книгах — духовном богатстве российского народа, о труде, об учении и т.д. В третьем и четвёртом классе знакомство и осмысление народной мудрости средствами пословиц продолжилось. Учащимся предлагалось самостоятельно придумать рассказ, заканчивающийся выбранной пословицей; сочинить сказку или рассказ по пословице (письменное сочинение в 3-4 классе).

На констатирующем этапе эксперимента была выявлена однородность уровня понимания ценностных основ, заложенных в пословицах и поговорках. При распределении на группы высокий уровень понимания данного явления проявили 25% участников экспериментальной и 21% участников контрольной групп. Показатели не отличаются достоверно друг от друга (Р>0.05). Средний уровень выявлен у 45% участников экспериментальной и 47% контрольной групп. То есть различие между наполняемостью уровневой группы не достоверно (Р>0.05). Совпадение наполняемости двух групп приводит к совпадению и третьей группы (Р >0.05).

На завершающем этапе эксперимента в контрольной группе достоверных изменений по сравнению с исходными показателями не обнаружилось. Так количество попавших в группу с высоким уровнем (24%) осталось практически на исходном (21%) (Р >0.05).

Невыраженная тенденция к улучшению понимания ценностного ресурса в контрольной группе всё же имелась. Вероятно, это связано с возрастным повышением общего интеллектуального развития. Недостоверное уменьшение количества попавших в группы с низким и средним уровнями (исходное — 47%, конечное — 48%, Р>0.05) приводит к достоверному снижению (Р>0.05) количества детей, попавших в группу с низким уровнем понимания ресурсной значимости пословиц и поговорок (исходное — 32%, конечное — 28%, Р 0.05). Вместе с тем достоверно (Р

Нравственное воспитание младших школьников средствами пословиц и поговорок

Аннотация: статья раскрывает важность использования в качестве средств нравственного воспитания младших школьников таких жанров народной педагогики, как пословицы и поговорки. В качестве примеров приводятся разнообразные виды заданий с использованием пословичного материала.

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Что как ни пословицы и поговорки – «народные педагогические миниатюры» могут служить прекрасным средством воспитания младших школьников.

Почему именно они?

У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя горе, и когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит и развеселит пословица. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. «Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц», «Пословица тем и хороша, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», — отмечал К.Д.Ушинский в работе «Первая книга после азбуки».

Читать еще:  Наливка из малины

Вплотную смыкается со взглядом К.Д.Ушинского в своей оценке народных пословиц Л.Толстой. В его «Азбуке» пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Толстой отбирает материал для учебников так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы определенная житейская ситуация и вытекающий из нее нравственный смысл, выраженный в образной форме.

Велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др.

В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. «Грибы ищут – по лесу рыщут» — это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу! Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл – она подходит ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.

Чтобы научить детей правильно применять пословицы и поговорки, полезно предлагать им такие вопросы: «О ком можно сказать: «Мал золотник, да дорог?», когда так говорят: «Глаза боятся, а руки делают?», кому мы напомним: «Тише едешь, дальше будешь?»» и т.п.

Подробнее остановимся на разнообразных видах работ с использованием пословичного материала.

1.Разъяснение смысла предложенных пословиц.

3.Инсценирование пословицы. Группа учащихся показывают заранее подготовленную пантомиму на тему пословицы или поговорки. Остальные учащиеся отгадывают ее.

4.Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения. А можно – несколько, для работы над текстом произведения.

5.Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о дружбе, о труде…).

6.Сочинение по пословице. Вот примерный текст сочинения.

Когда я делаю уроки, сначала выполняю задание в черновике. Потом мама проверяет, и я переписываю в чистовик. Мама всегда говорит мне, чтобы я обязательно проверила упражнение в чистовике. Но я ленюсь и не проверяю. Поэтому учительница в моей работе находит ошибки. Если бы я проверяла и в чистовике, то у меня всегда были бы отличные оценки.

7.Соотношение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним: а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц; б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.

8.Игра “Собери пословицу”. Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.

9. Игра “Кто больше?” За определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему, или с определённым словом.

10.Игра «Найди лишнюю пословицу».

При поверхностном просмотре лишней можно посчитать первую пословицу. А при более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что слова не всегда совпадают с делами. Следовательно, лишней является третья пословица.

11. Игра «Найди пару». Нужно сгруппировать пословицы по смыслу.

12. Перевод с русского на русский. «Зашифрованную» пословицу возвратим в исходное положение: Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного зверя. (Трусливому зайке и пенек – волк).

13. Вспомнить, как называют в народе такого человека.

Подал ручку, да подставил ножку. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Двуличный, эгоист, подхалим, лентяй, самоуверенный (бахвал), болтун).

14. Отгадать пословицу по двум словам.

(Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)

Работой обобщающего характера может служить создание учебного проекта в конце 1 класса «Азбука в пословицах и поговорках», во 2 – 3 классах — проект «Пословица недаром молвится».

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через пословицы и поговорки

Конкурс « Методическая копилка педагога»

Доброта, мудрость, жалость, сочувствие, сопереживание, вежливость… Многолетний опыт позволяет высказать наболевшую проблему – с каждым годом все реже встречается ребенок, обладающий этими качествами в комплексе. Причин этому много. Это коренные и не всегда положительные изменения в обществе. Ускорение темпа жизни, увеличение забот о материальном благополучии не являются благоприятным полем для проявления высших нравственных качеств, таких как забота о ближнем, доброта, самоотречение ради общей цели.

Во все времена нравственное поведение формировалось на примере старшего поколения, под влиянием общественной оценки поступков человека. В современных условиях эти определяющие факторы потеряли свою силу и значимость. Родители, отдавая детей в детский сад, рассчитывают на то, что в дошкольном учреждении научат всему, забывая при этом о том, что главные нравственные уроки ребенок получает в семье.

Разумеется, работа воспитателя обязывает нас заниматься нравственным развитием ребенка. Но все это воспитывается как-то ситуативно, бессистемно. Насыщенность программных задач, плотный график, решение образовательных целей оттесняет нравственное воспитание на второй план.

Анализируя результаты многолетних наблюдений за поведением детей в игре, на учебных занятиях, в свободном общении были определены наиболее слабые звенья сформированности у детей навыков нравственного поведения:

  • недостаточно правильные этические представления, неточная дифференциация отдельных понятий (например, дети путают понятия «быть добрым», «честным», справедливым»);
  • недостаточны представления о мире человеческих отношений, и их эмоциональных проявлениях;
  • значимость своего «Я» не позволяет детям подчинять себя игровым правилам и действиям, согласовывать свои действия с другими участниками игры;
  • неумение давать оценку поступкам своих сверстников и литературных героев;
  • низкий уровень владения речью (а именно, диалогической, объяснительной) обедняет возможности свободного общения.

Таким образом, определяются основные направления воспитательной образовательной работы:

1. Формирование этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его детьми.

2. Развитие эмоциональной сферы. Именно она определяет уровень этических представлений. Научить детей чувствовать, переживать, понимать чувства других – основная задача этого направления работы.

3. Развитие нравственного сознания ребенка. Задача педагогического воздействия – научить детей самостоятельно определять, с какой целью он совершает тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели. Понимание внутренних, индивидуальных причин разных поступков – ключ к справедливому разрешению детских конфликтов.

4. Формирование нравственного поведения. Этические представления должны находить свое отражение в повседневной жизни детей.

Решение задач каждого направления невозможно без речевого развития дошкольников. Дошкольная педагогика предлагает различные формы, способы и приемы формирования нравственных качеств у дошкольников. Именно большой диапазон не только педагогических средств, но и форм их использования в педагогическом процессе, обуславливает основную трудность в практической работе с детьми.

Найти наиболее эффективные способы и приемы, объединить и систематизировать их, интегрировать с общими задачами развития дошкольников в детском саду, – вот те задачи, возможное решение которых предлагается в данной разработке.

В 2015-2016 году моей темой самообразования была – «Нравственное воспитание детей через средства художественной литературы». В течение года ежемесячно мы знакомились с каким-либо нравственным качеством. Так, нами были рассмотрены такие темы, как доброта, гостеприимство, милосердие, верность, правда и ложь, равнодушие и отзывчивость, любовь и ласка, терпение и терпимость. Дети знакомились с этими качествами через сказкотерапию, беседы, художественные произведения, дидактические игры.

В 2016-2017 году я выбрала направление:

«Нравственное воспитание дошкольников через пословицы и поговорки»

Целью углубленной работы является разработка системы педагогического воздействия в процессе нравственного воспитания дошкольников через пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Объект исследования: навыки нравственного поведения дошкольников старшего возраста.

Предмет исследования: способы и приемы использования возможностей русского фольклора в нравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза: я предполагаю, что путем использования возможностей художественной литературы и фольклора в нравственном воспитании дошкольников удастся сформировать у них навыки этически-нравственного поведения.

Задачи исследования:

1. Определить формы работы по использованию возможностей художественной литературы и фольклора в нравственном воспитании старших дошкольников.

2. Разработать перспективный план развития нравственных мотивов поведения детей, способствующую совершенствованию их интеллектуальной и эмоциональной сфер.

3. Экспериментально определить параметры уровней сформированности нравственного поведения старших дошкольников.

За основу перспективного плана я взяла беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях по книге Т.А. Шорыгиной «Мудрые сказки».

Автор: Селукова Светлана Аркадьевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка» – «Октябрьский детский сад», с. Октябрьский, Республика Удмуртия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector