1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мифы и правда о недорогом вине

Мифы и правда о недорогом вине

Иной раз покупаешь вино в элегантной бутылке за приятную цену, а оно жесткое, безвкусное, не ароматное. Чтобы напиток не испортил праздник, мы задались вопросом, как выбрать алкоголь, не неся при этом крупных трат. Магазины предлагают широкий ассортимент на любой вкус и кошелек, скептики же твердят, что недорогое вино обязательно ненастоящее. Так ли это? Узнали у экспертов.

Многие вина, представленные в обычных супермаркетах, находятся в ценовой категории 200–500 рублей. Некоторые из них даже не в бутылках, а в картонных коробках, что, по мнению некоторых потребителей, говорит о низком качестве. На самом же деле эксперты поясняют, что все не совсем так.

– Недорогое вино, в том числе, вино в коробке, соответствует требованию «пить можно». Часто оно производится из винограда, собранного со всей страны или Евросоюза, – рассказывает руководитель школы винных курсов Wine State Татьяна Селиванова. – В любом случае, как и для любых других продуктов, для вина также существуют определенные требования по качеству и безопасности, которым должен следовать производитель.

Правда ли, что дешевое вино производят из порошка?

– Открою вам секрет: порошкового вина не существует. В некоторых регионах мира виноградный сок стоит дешевле пресной воды. И сначала лишать его жидкой составляющей, а затем возвращать влагу обратно – довольно бессмысленное занятие, – рассказал сомелье.

Что такое виноматериал?

Виноматериал — это по сути то, из чего вино делают. Это сок, полученный в результате прессования ягод. Как правило никто не пишет на этикетке, что вино сделано из виноматериалов. Это очевидная информация. Если такое указано, то скорее всего вино сделано из балка, закупленного в другой стране. Под балком, как правило, подразумевается дешёвый виноматериал, поставляемый в бочках.

Виноматериал — это чаще всего либо готовое вино, либо виноградный сок, которые поставляются за рубеж, в том числе, в Россию, в специальных ёмкостях и уже на месте разливаются по бутылкам (бутилируются). Но производить вино из сока не выгодно, говорит Евгений Шамов. Чаще всего местные производители доделывают уже готовое вино: насыщают его углекислым газом или смешивают с другими винами.

Остальные параметры, по которым можно отличить качественное вино от некачественного, тоже относятся скорее к слухам. Разберемся и с ними.

Какой должна быть бутылка?

Существует мнение, что бутылка обязательно должна быть непрозрачной, тогда через нее не будет проникать ультрафиолет, из-за которого вино начнет портиться и терять свои свойства.

– Для того чтобы вино не портилось, существуют условия хранения. Если вы и непрозрачную бутылку будете держать на подоконнике, то никакие темные стекла не помогут, – объясняет Шамов. – Много ли вы видели розе́ в непрозрачных бутылках?

А Татьяна Селиванова подытоживает, что плюс прозрачных бутылок в том, что можно рассмотреть напиток и оценить его не по тому, как выглядит бутылка, а по тому, как выглядит он сам. Например, обратите внимание на то, что белое вино не должно иметь медных, кирпичных, коричневатых оттенков.

Некоторые советчики из интернета рекомендуют всячески тестировать вино уже дома, посыпать его солью или разводить с глицерином, наблюдать за траекторией расходящихся пузырьков…

– Увы, но в домашних условиях ни о какой «проверке качества» вина речи идти не может. Все те ролики, которые в последнее время появились в интернете, – не более чем профанация. Необходимо понимать, что вино, как и любой другой напиток, можно проверить только с помощью специального оборудования, – рассказал другой призер XVII Российского конкурса сомелье Руслан Деветьяров.

Какой должна быть пробка?

Пробка может быть корковой, винтовой, силиконовой – на выбор производителя. Пробка никому ничего не должна.

– Даже альтернативные методы укупорки, такие как стекло или винт (винтовая, то есть просто закручивающаяся крышка), не указывают на то, что вино некачественное, и не являются признаками того, что перед вами вино для короткого хранения, которое скоро выдохнется, – добавил Евгений Шамов.

Выбирать посвежее или с выдержкой?

– Вино стоимостью до 500 рублей лучше выбирать посвежее, посмотрите на дату винтажа (год сбора урожая) – он должен быть не раньше 2–3 лет. А так, у большинства хозяйств представлены как вина для потребления молодыми, так и для выдержки, но формулы, которая позволяла бы это определить без знания производителя, нет, – рассказывает Шамов. – Но если вам очень важно выяснить, к какому типу относится приглянувшееся вино, то придется поискать информацию на сайте винодела.

Идеальная география

Как таковой ее не существует. Каждый регион славится чем-то своим. Существует еще один блуждающий по интернету стереотип, что раз виноград – культура теплолюбивая, то чем южнее производитель, тем лучше.

– Лозы растут на широте 30–50 градусов и прекрасно себя чувствуют и в Италии, и во Франции. И даже в Англии, – говорит Татьяна Селиванова.

– Если речь идет о сумме до 500 рублей, то мой совет – «идти» в страны Нового Света, такие как Чили, Аргентина, ЮАР. Чтобы хоть как-то выдерживать конкуренцию с такими мастодонтами, как Франция и Италия, они вынуждены «держать» невысокие цены на свои вина, при этом найти среди них достойные вещи можно. Еще бы посоветовал Португалию, ее пока не «распробовали», отсюда и весьма приятный ценник на вина, – поддерживает Руслан Деветьяров.

Охарактеризовать вкус вина в зависимости от стран сомелье не считает хорошей затеей: каждая страна производит огромный спектр вин – от сухих до сладких. Единственное, можно обратить внимание на то, что вина, изготовленные в странах с жарким климатом, более мощные и алкогольные: пьются легко, быстро пьянят.

Какой должна быть этикетка?

Еще одно утверждение из интернета гласит, что на привезенном из-за рубежа вине русскоязычная этикетка должна быть наклеена поверх оригинальной. Если этикетка импортного вина изначально на русском, то это означает, что вино было доставлено в бочках и разливалось уже в России.

Евгений Шамов уточняет, что заботящаяся о своей репутации винодельня поставляет за рубеж уже разлитое вино в бутылках, так что в конечном итоге доверять надо не этикеткам, а производителю. Если вам очень важно, чтобы качество вина было на уровне, а цена не очень высокой, то придется заняться, скажем так, «домашней работой» и изучить сайты производителей вина, которое продается в супермаркете у дома и на которое у вас упал взгляд. Желательно, чтобы это был крупный и известный производитель с выходом на мировой рынок.

– Никто в Россию вина в бочках не возит. Многие русские производители закупают виноматериал в других, как правило, жарких странах – Испании, ЮАР, Чили. Он завозится в Россию законно, тут из него доделывается вино, которое дальше выпускается под брендом отечественного производителя. Такая практика не только в России, но и во всем мире считается вполне нормальной. Естественно, такие вина самые дешевые, и пить их я бы не советовал – хоть они и выполнены согласно всем стандартам, но вряд ли получишь удовольствие. Однако если производитель иностранный, то его вино поступает в Россию уже бутилированное. А вот есть на нем контрэтикетка или нет – ни о чем не говорит. Есть правила, согласно которым потребителю должна быть доступна вся важная информация о вине. И если ее всю разместили на главной этикетке, то лепить контрэтикетку не обязательно, – рассказал Руслан Деветьяров.

Если вы хотите найти на этикетке хоть какой-то намек на знак качества, то сомелье советует обратить внимание на некоторые иностранные аббревиатуры. В некоторых странах выделяют зоны производства, внутри которых действуют свои собственные законы, предписывающие, из каких сортов разрешено производить качественные вина, в каких емкостях и сколько по времени должна быть выдержка, в какие бутылки они должны быть разлиты и т.д.

Во Франции такие зоны имеют аббревиатуру AOC, в Италии – DOC, DOCG, Chianti и др. Это будет первым признаком того, что перед вами вино, которое как минимум было произведено по отработанной технологии. Однако это не говорит о том, что оно будет великолепным, тут уже все зависит от производителя.

13 мифов о вине: сомелье раскрывает тайну

Вино — это продукт, овеянный огромным количеством мифов и легенд. Часть из них создается самими виноделами для повышения продаж и завышения цен, но часть рождается независимо от них и мешает не только конкретным производителям, но и винной культуре в целом. Мы собрали 13 популярных мифов, неравная борьба с которыми массово ведется всеми ценителями вина.

Миф 1: о домашнем превосходстве

Самое — это, разумеется, вино домашнее. В идеале от никому неизвестного дедушки из глубинки. Само собой, именно дедушка, наследуя свои сотки, тщательно выбирал самые лучшие участки, исследовал почву и выбирал подходящие сорта. Именно он ездил учиться и постигать тонкости виноделия, регулярно пробовал лучшие образцы со всего мира и тщательно вникал в особенности вкуса. Именно дедушке привозят самое лучшее оборудование и доставляют самые прекрасные бочки. Почему? Да просто дедушка очень милый и самый лучший. Как и его вино!

Суровая правда жизни: современное вино — это технологичный продукт, требующий много знаний и оборудования. Безусловно, есть люди, которые и айфон могут собрать дома, но это скорее исключение, чем правило, а стоимость такого продукта будет совсем не копеечная.

Миф 2: все вино делают из порошка

Кто не слышал о том, что в России вино делают из порошка? Насыпают из мешка, разводят водой, добавляют спирт — и вуаля!

Суровая правда жизни: эксперименты по созданию подобных вин идут, но с другими целями. Стоимость их высока, а будущее туманно. А под сухим виноматериалом подразумевается обычное сухое (!) вино, которое импортируется из других стран «балком», то есть наливом в огромных емкостях по много тонн. Здесь его разливают по бутылкам, иногда действительно добавляют спирт и/или сахар и продают как недорогие массовые вина. Впрочем, то, что они все же являются вином, не означает, что они хороши. Старайтесь обходить подобную продукцию стороной.

Миф 3: о подделках

В России все вино поддельное. Купить — большая удача! Ничто не гарантирует аутентичности, а уж если вино продается со скидкой, это точно фейк. Некоторые даже видели подпольные цеха, где разливают бордо и бургундию, а другие сравнивали вино, купленное на отдыхе (см. миф 11), и такое же вино, купленное в России. И понимали, что они совершенно разные.

Правда жизни: купить подделку в России намного сложнее, чем нормальное вино. В бутиках и крупных сетях подделок не бывает. Помимо репутации, там нередко еще и «ценник за вход», а крупных солидных импортеров у нас ограниченное количество, так что все знают друг друга лично. С улицы в сеть или ресторан не попасть. Единственная зона риска — это Интернет и полуподвальные магазины «У Васи», но там намного выгоднее подделывать водку или базовые виски вроде Red Label или Jack Daniels . Вино там покупают редко.

Миф 4: о контрэтикетке на русском

У настоящего вина не может быть контрэтикетки на русском языке! Если это так, вино было сделано на Малой Арнаутской и к производителю отношения не имеет.

Правда жизни: это исключительно вопрос экономики. По нашему закону товар должен содержать описание на русском языке. Если винодел продает в Россию мало своего вина, он, конечно, с этикетками на русском заморачиваться не будет. А вот если Россия для него рынок важный и большой и продает он сюда вино в больших количествах, для него не проблема согласовать с импортером контрэтикетку на другом языке. Более того, в какой-то мере это говорит о том, что, во-первых, это большой и серьезный производитель, во-вторых, о том, что наш рынок для него важный. А значит, он будет заботиться и о репутации.

Миф 5: экспертно-химический

Некоторые «знатоки» всерьез считают, что настоящее вино не может смешиваться с водой из-за разной плотности. Другие предлагают лить в бутылки глицерин, чтобы посмотреть, окрасится он или нет. Третьи используют соду, а четвертые кипятят. И методов этих множество.

Правда жизни: вино — это сложный продукт. Наверняка в домашних условиях с ним можно провести немало интересных опытов, но к определению натуральности и правильности они обычно отношения не имеют. Покупайте вино в надежных местах (см. миф 3) и не издевайтесь над продуктом!

Миф 6: пробочный

У не может быть винтовой пробки! Все приличные вина — только с «нормальной» пробкой. При этом некоторые любители не в курсе, что «нормальные» пробки бывают не только цельные, но и агломерированные, сделанные из пробковой крошки, спрессованной и склеенной пищевым клеем. А еще бывают пробки экструзионные (из вспененного синтетического материала внутри твердой оболочки), пластиковые, стеклянные и даже крон-пробки (как у пива).

Читать еще:  Как правильно приготовить уху из головы толстолобика

Правда жизни: винтовая пробка во многом является более технологичной и перспективной. А еще она до нуля снижает риск корковой болезни — дефекта вина, которым оно может заразиться от пробки натуральной. «Винтом» закрывают как дешевые вина, так и довольно дорогие. Пионерами в этом направлении являются страны Нового Света, где пробковый дуб не растет, а пробки дороги (особенно Новая Зеландия), но сейчас даже ведущие европейские производители переходят на «винт». Кстати, некоторые из них часть своего вина закрывают традиционными пробками, а часть винтовыми. Вторые они позиционируют на продвинутых рынках, где нет предрассудков. Делайте выводы!

Миф 7: бутылочный

Удивительно, но многие соотечественники по-прежнему судят о вине по бутылке. Особенно популярен миф о пунте — то есть об углублении на дне бутылки: мол, чем глубже, тем лучше. Впрочем, некоторые на полном серьезе считают, что хорошее вино разливается только в бутылки определенного типа, например, в «бордосские» или «бургундские». Другие же ищут бутылки оригинальные, фантазийных форм.

Правда жизни: когда-то давно пунт был необходимостью — и он был огромен. Стекло было посредственное, бутылкам требовалось дополнительное ребро жесткости для прочности. Сейчас это не более чем рудимент. А разные бутылки — это в небольшой степени функциональность (например, «бордосская» бутылка с «плечиками» лучше задерживает осадок в старых винах), а во многом просто местные традиции. Заказать бутылки легко, так что если бы какая-то форма действительно говорила о тотальном превосходстве, все виноделы уже давно бы перешли на нее.

Миф 8: похмельно-синдромный

Количество людей, которые судят о вине по похмелью наутро, огромно! Кто-то на банальном уровне, другие подводят серьезную теоретическую базу с серой, спиртом и чем угодно еще. Особенно правдоподобно выглядит утверждение, что «есть такие хорошие и дорогие вина, от которых голова вообще не болит».

Суровая правда жизни: похмелье в основном зависит от количества алкоголя, закуски, массы тела, личной переносимости и «опыта» (увы, но постепенно толерантность к алкоголю возрастает). Качество вина тут играет одну из последних ролей. Лучший способ избежать похмелья — это пить умеренно. Что до дорогих вин, их просто редко пьют в большом количестве. Но если дорваться до самого дорогого вина и выпить несколько бутылок в одиночку на голодный желудок, эффект будет столь же ужасным, как от самого дешевого пойла.

Миф 9: спиртосодержательный

Немало людей каким-то чудесным образом увязывают качество вина и его крепость. Кто-то полагает, что только какой-то конкретный процент алкоголя является свидетельством «правильной технологии», другие предпочитают крепкие вина, третьи считают правильными вина полегче. Есть и те, кто утверждает, что чем слаще вино, тем меньше в нем алкоголя или он легче переносится.

Правда жизни: алкоголь в вине зависит от количества сахара в сусле, а также от виноградарских и винодельческих практик. Обычно чем климат жарче, тем выше в сухом вине (ликерные и крепленые — другая история). Чем климат прохладнее, тем кислее виноград и алкоголь ниже. Для потребителя же самое главное, чтобы алкоголь был сбалансирован по вкусу. Сам по себе процент о качестве вина любителю ничего не скажет.

Миф 10: геронтологический

Чем старше вино, тем оно лучше. Особенно красное. Шутка про посредственную жизнь со «старыми винами, сыром с плесенью и машиной без крыши» облетела Интернет и стала очень популярной.

Суровая правда жизни: далеко не все вина годятся для длительной выдержки. Напротив, таких вин меньшинство. Дженсис Робинсон, один из ведущих критиков и специалистов по вину в мире, считает, что всего 1% бутилированных вин может счастливо и с пользой переступить десятилетний рубеж. На всякий случай заметим, что естественными консервантами вина являются сахар, кислота и танины, так что лучше всего хранятся сладкие вина, либо вина высококислотные и/или высокотанинные. Кстати, надо отметить и то, что вина, предназначенные для длительной выдержки, в молодом возрасте пить часто бессмысленно — они не проявят своих лучших качеств.

Миф 11: о великих одноевровых винах

Кто из нас не общался со счастливыми отпускниками, только что вернувшимися откуда-нибудь с побережья Испании или Лазурного Берега? Счастливые лица, ровный загар, восторг и рассказы, что вот там «прекрасные вина, которые на порядок лучше всего того, что у нас продается по несколько тысяч, стоят всего пару евро».

Суровая правда жизни: в вине, безусловно, есть много субъективных накруток, но есть и объективные расходы: стоимость бутылки, этикетки, упаковки, логистики. Есть и маржа продавца. Вычтите это все и прикиньте, сколько остается на само вино, включая выращивание винограда и производство. Если за два евро вы купили не откровенную гадость, вам повезло. Однако разбираются у нас в вине не все, а продукт это «контекстный». Впечатления у неопытных людей сильно зависят от того, где они потребляют вино, как и с кем. Сам факт отдыха и красивого пейзажа очень важен. На деле же советуем использовать этот шанс и как раз за границей покупать вина поинтереснее и подороже. Те, что в России вы редко себе можете позволить.

Миф 12: спорный

Биовино — это тренд. В России это особенно актуально. Житель загазованного российского мегаполиса, работающий в офисе, испытывающий нервотрепку и питающийся в обед джанк-фудом, будет чувствовать себя значительно лучше, употребляя исключительно здоровое «биовино». Кроме того, каждый катающий себя одного любимого на четырехместном автомобиле, выливающий в день сотни литров воды, включающий кондиционер или отопление при температуре хоть на градус отличающейся от комфортной, просто обязан позаботиться об экологии заморских виноградников… Так он вносит свою лепту в охрану окружающей среды и обретает смысл жизни на этой голубой планете.

Суровая правда жизни: во-первых, надо четко различать органическое виноградарство, означающее, что на виноградниках не употребляют химикаты или употребляют минимально возможное их количество, и биодинамическое виноделие, когда винодел «живет в гармонии с природой», закапывает на виноградниках рога с навозом (злые языки шутят, что работает, когда закапывает свои), изучает лунный календарь. Первое имеет под собой научные основы и объяснимо, второе — в какой-то мере эзотерика и вера. Споры об этом можно вести бесконечно, что успешно и делается. Лучше всего ориентироваться на вкус вина. Потребителя обычно не очень заботит, как делают его одежду, телевизор или сотовый телефон — он смотрит на качество и функциональность. Вино в этом смысле тоже продукт. Природа дала нам чувства зрения, обоняния и вкуса — давайте доверимся им.

Миф 13: легендарный, о неизвестном Кулибине

Эта легенда обычно рассказывается старшим поколением, но без нее собрание было бы неполным. Давным-давно, в одной далекой галактике Советского союза какие-то ребята большой компанией взяли ключ от дачи троюродного дяди одного из них и отправились на природу устроить масштабную вечеринку. Употребив предварительно все, что было в наличии, в подвале они случайно нашли бочонок вина, которое им всем безумно понравилось. Они выпили почти все, оставив лишь жалкие пару литров. Об этом юный Гэтсби рассказал дяде, который — о чудо! — про вино это забыл, так как делал его подшофе. Дядя вино опробовал, и как человек разбирающийся (см. миф 1), понял, что сделал нечто великое. Новости о чудесном вине распространились со скоростью света, к дяде приезжали виноделы с самых лучших производств Союза, пробовали жалкие глотки и умоляли его рассказать, как же он сделал это великолепие. Даже предлагали большие деньги. Но, увы, он ничего не помнил и унес тайну с собой в могилу. Разумеется, все рассказчики знали как минимум кого-нибудь, кто был на этой вечеринке, а некоторые даже самого дядю. Правда, вино никто не пробовал и описать не может. Уж больно чудесное оно было.

Суровая правда жизни: все гости действительно немало выпили, да и дядя делал вино сильно нетрезвым. И это, пожалуй, единственная правда во всей этой истории.

Владимир Глухов, винный блогер, член Российской ассоциации сомелье

Мифы и правда о порошковом вине

Я люблю вино. Наверное мало в нем разбираюсь, но более крепким напиткам предпочту вино. Сухое нет, не нравится, если только для разнообразия. А вот десертные вина самое то.

Приобретая недорогое вино российского производства, покупатели нередко интересуются, не «порошковое» ли оно. Разберемся, откуда взялась легенда о «порошковом вине» и насколько она соответствует истине.

Обычно «порошковым» принято считать дешёвое вино, выпущенное малоизвестным широкой публике российским производителем. Подразумевается, что при его производстве вместо брожения виноградного сусла применяется некий «винный порошок», который разводится водой с добавлением спирта. Относительно состава этого порошка мнения расходятся: по мнению оптимистов, «винный порошок» производится путём выпаривания виноградного сока и представляет собой в целом натуральный продукт. Пессимисты уверены, что он делается смешиванием сахара, лимонной кислоты, пищевых красителей и всяческих ароматизаторов.

Во-первых, после распада СССР большинство винодельческих регионов — Украина, Молдавия, Грузия, Армения — оказались за границами России. Хотя в последние годы отечественное виноградарство и виноделие развивается очень активно, чему способствуют меры государственной поддержки, до сих пор вино, произведённое в России из выращенного здесь винограда, покрывает лишь около 30% потребностей рынка. Ещё примерно столько же или чуть меньше приходится на бутилированный импорт — но импортные вина существенно дороже и по карману далеко не всем потребителям.

Оставшуюся долю рынка занимают вина российского производства (а согласно закону, местом производства алкогольного напитка считается линия розлива), которые делают из импортных виноматериалов, закупаемых в разных странах и ввозимых в страну в цистернах наливом, — на сленге виноделов эти виноматериалы называются балком.

Термин «виноматериал» означает сухое вино, предназначенное для последующей дальнейшей переработки. В простейшем случае его попросту бутилируют и пускают в продажу, но могут купажировать, т.е. смешивать разные сорта для получения более интересного букета, выдерживать в дубовых бочках или подвергать шампанизации — практически все недорогие игристые вина, выпускаемые в России, приготовлены именно из балка.

Большинство подобных вин выпускается на малоизвестных винзаводах, расположенных вблизи крупных городов, — во времена советской индустриализации их размещали поближе к потребителям и квалифицированной рабочей силе, а сырьё могли завозить из любого региона.

Такие вина в большинстве своём имеют вполне приемлемое качество, хотя претензии к ним всё же нередки. Дело в том, что балк, как правило, закупается на спотовом рынке, где подвернётся дешевле, одна партия из Испании — другая из Чили или Молдавии. Поэтому часты случаи, когда при попытке приобрести понравившееся ему вино покупатель сталкивается с напитком совершенно непохожим на него по вкусу — хотя и разлитым в точно такую же бутылку. На контрэтикетке, на обратной стороне, можно прочитать надпись мелким шрифтом: «Произведено из сухого виноматериала».

Человеку, далёкому от знакомства с тонкостями винодельческих технологий, сразу приходит в голову некий порошок-концентрат — хотя при этом, читая на этикетке надпись «сухое вино», он совершенно не ожидает, будто под пробкой окажется какой-то «порошок». Это — одна из причин возникновения легенды о «порошковом вине».

Есть и другая. В 90-е годы на рынках прибрежных курортных посёлков в Крыму, на черноморском побережье Кавказа, в южных областях Украины была весьма широко распространена полуподпольная торговля дешёвым «домашним вином» в пластиковых баклажках. Иногда это действительно был простенький самодельный «сушняк», но очень часто предприимчивые торговцы попросту брали популярный в те времена сухой концентрат вроде «Инвайта» или «Юппи» и разводили его водой с добавлением водки.

Вином полученная жидкость никак не являлась — говоря современным языком, это был типичный суррогат, — но была в меру сладенькой, в меру кисленькой и содержала алкоголь. Среди неискушённых отдыхающих, которых интересовало в первую очередь именно содержание алкоголя, а не вкус и аромат, эти суррогаты благодаря дешевизне расходились на ура. А вся местная округа знала, что «баба Маня гонит вино из порошка».

Собственно, эти две вполне реальные причины, причудливо соединившись в массовом сознании, и породили миф о «порошковом вине». А насколько вообще возможно и реально производство вина — настоящего вина, а не суррогата — из каких-либо «сухих концентратов»? Ведь используют же для производства соков и нектаров концентрированные соки, доставляемые из экзотических стран.

Во-первых, стоимость одного литра импортного виноматериала составляет порядка $0,6–0,8, или порядка 40–50 рублей на наши деньги, но в ряде случаев (низкое качество, избыточный урожай и т.п.) может оказаться и ещё намного ниже. Производителям нет никакого экономического смысла заморачиваться с «выпариванием» и последующим «восстановлением». Затраты на «производство» такого вина сводятся в простейшем случае к розливу по бутылкам и наклейке этикеток и с лихвой отбиваются даже в самом низкобюджетном сегменте.

Читать еще:  Блины с вишней

Бракованный виноматериал, имеющий явные изъяны во вкусе и аромате и непригодный для непосредственного розлива, можно приобрести ещё дешевле. Для исправления вкуса в него добавляют подсластители (как правило, обыкновенный сахар), регуляторы кислотности (лимонную кислоту) и другие ингредиенты. Зачастую содержание исходного виноматериала составляет в таком напитке всего 50% от объёма.

Закон не позволяет именовать получившийся продукт вином, и его маркируют как «винный напиток» — на полке сетевых магазинов подобное пойло можно встретить в бумажных пакетах по цене порядка 100 рублей за литр, если не дешевле. Для здоровья оно совершенно безопасно, однако о каких-либо вкусовых качествах говорить не приходится. Такая продукция тоже находит своего потребителя среди охотников за дешёвым градусом.

При этом уровень государственного контроля за алкогольной отраслью в России сегодня крайне высок, и никто из легальных производителей не станет рисковать дорогостоящей лицензией ради грошовой выгоды. Чем химичить с «порошками», куда проще абсолютно легально гнать дешёвый шмурдяк, написав на этикетке «винный напиток».

Есть и ещё один момент — технологический. В процессе приготовления вина, в ходе дрожжевого брожения, происходит не только переработка в алкоголь содержащегося в сусле естественного виноградного сахара, но и многие другие химические процессы. В результате натуральное вино — неважно, хорошее или плохое — совершенно не походит по вкусу на виноградный сок. И приготовить «вино», добавляя воду и спирт в концентрат виноградного сока — неважно, сухой или пастообразный, — невозможно. Вы можете легко убедиться в этом самостоятельно: возьмите пакет виноградного сока, добавьте туда немного водки и попробуйте. У вас получится водка с виноградным соком, а на вино полученный «коктейль» окажется совершенно непохожим.

13 мифов о вине: сомелье раскрывает тайну

Вино — это продукт, овеянный огромным количеством мифов и легенд. Часть из них создается самими виноделами для повышения продаж и завышения цен, но часть рождается независимо от них и мешает не только конкретным производителям, но и винной культуре в целом. Мы собрали 13 популярных мифов, неравная борьба с которыми массово ведется всеми ценителями вина.

Миф 1: о домашнем превосходстве

Самое — это, разумеется, вино домашнее. В идеале от никому неизвестного дедушки из глубинки. Само собой, именно дедушка, наследуя свои сотки, тщательно выбирал самые лучшие участки, исследовал почву и выбирал подходящие сорта. Именно он ездил учиться и постигать тонкости виноделия, регулярно пробовал лучшие образцы со всего мира и тщательно вникал в особенности вкуса. Именно дедушке привозят самое лучшее оборудование и доставляют самые прекрасные бочки. Почему? Да просто дедушка очень милый и самый лучший. Как и его вино!

Суровая правда жизни: современное вино — это технологичный продукт, требующий много знаний и оборудования. Безусловно, есть люди, которые и айфон могут собрать дома, но это скорее исключение, чем правило, а стоимость такого продукта будет совсем не копеечная.

Миф 2: все вино делают из порошка

Кто не слышал о том, что в России вино делают из порошка? Насыпают из мешка, разводят водой, добавляют спирт — и вуаля!

Суровая правда жизни: эксперименты по созданию подобных вин идут, но с другими целями. Стоимость их высока, а будущее туманно. А под сухим виноматериалом подразумевается обычное сухое (!) вино, которое импортируется из других стран «балком», то есть наливом в огромных емкостях по много тонн. Здесь его разливают по бутылкам, иногда действительно добавляют спирт и/или сахар и продают как недорогие массовые вина. Впрочем, то, что они все же являются вином, не означает, что они хороши. Старайтесь обходить подобную продукцию стороной.

Миф 3: о подделках

В России все вино поддельное. Купить — большая удача! Ничто не гарантирует аутентичности, а уж если вино продается со скидкой, это точно фейк. Некоторые даже видели подпольные цеха, где разливают бордо и бургундию, а другие сравнивали вино, купленное на отдыхе (см. миф 11), и такое же вино, купленное в России. И понимали, что они совершенно разные.

Правда жизни: купить подделку в России намного сложнее, чем нормальное вино. В бутиках и крупных сетях подделок не бывает. Помимо репутации, там нередко еще и «ценник за вход», а крупных солидных импортеров у нас ограниченное количество, так что все знают друг друга лично. С улицы в сеть или ресторан не попасть. Единственная зона риска — это Интернет и полуподвальные магазины «У Васи», но там намного выгоднее подделывать водку или базовые виски вроде Red Label или Jack Daniels . Вино там покупают редко.

Миф 4: о контрэтикетке на русском

У настоящего вина не может быть контрэтикетки на русском языке! Если это так, вино было сделано на Малой Арнаутской и к производителю отношения не имеет.

Правда жизни: это исключительно вопрос экономики. По нашему закону товар должен содержать описание на русском языке. Если винодел продает в Россию мало своего вина, он, конечно, с этикетками на русском заморачиваться не будет. А вот если Россия для него рынок важный и большой и продает он сюда вино в больших количествах, для него не проблема согласовать с импортером контрэтикетку на другом языке. Более того, в какой-то мере это говорит о том, что, во-первых, это большой и серьезный производитель, во-вторых, о том, что наш рынок для него важный. А значит, он будет заботиться и о репутации.

Миф 5: экспертно-химический

Некоторые «знатоки» всерьез считают, что настоящее вино не может смешиваться с водой из-за разной плотности. Другие предлагают лить в бутылки глицерин, чтобы посмотреть, окрасится он или нет. Третьи используют соду, а четвертые кипятят. И методов этих множество.

Правда жизни: вино — это сложный продукт. Наверняка в домашних условиях с ним можно провести немало интересных опытов, но к определению натуральности и правильности они обычно отношения не имеют. Покупайте вино в надежных местах (см. миф 3) и не издевайтесь над продуктом!

Миф 6: пробочный

У не может быть винтовой пробки! Все приличные вина — только с «нормальной» пробкой. При этом некоторые любители не в курсе, что «нормальные» пробки бывают не только цельные, но и агломерированные, сделанные из пробковой крошки, спрессованной и склеенной пищевым клеем. А еще бывают пробки экструзионные (из вспененного синтетического материала внутри твердой оболочки), пластиковые, стеклянные и даже крон-пробки (как у пива).

Правда жизни: винтовая пробка во многом является более технологичной и перспективной. А еще она до нуля снижает риск корковой болезни — дефекта вина, которым оно может заразиться от пробки натуральной. «Винтом» закрывают как дешевые вина, так и довольно дорогие. Пионерами в этом направлении являются страны Нового Света, где пробковый дуб не растет, а пробки дороги (особенно Новая Зеландия), но сейчас даже ведущие европейские производители переходят на «винт». Кстати, некоторые из них часть своего вина закрывают традиционными пробками, а часть винтовыми. Вторые они позиционируют на продвинутых рынках, где нет предрассудков. Делайте выводы!

Миф 7: бутылочный

Удивительно, но многие соотечественники по-прежнему судят о вине по бутылке. Особенно популярен миф о пунте — то есть об углублении на дне бутылки: мол, чем глубже, тем лучше. Впрочем, некоторые на полном серьезе считают, что хорошее вино разливается только в бутылки определенного типа, например, в «бордосские» или «бургундские». Другие же ищут бутылки оригинальные, фантазийных форм.

Правда жизни: когда-то давно пунт был необходимостью — и он был огромен. Стекло было посредственное, бутылкам требовалось дополнительное ребро жесткости для прочности. Сейчас это не более чем рудимент. А разные бутылки — это в небольшой степени функциональность (например, «бордосская» бутылка с «плечиками» лучше задерживает осадок в старых винах), а во многом просто местные традиции. Заказать бутылки легко, так что если бы какая-то форма действительно говорила о тотальном превосходстве, все виноделы уже давно бы перешли на нее.

Миф 8: похмельно-синдромный

Количество людей, которые судят о вине по похмелью наутро, огромно! Кто-то на банальном уровне, другие подводят серьезную теоретическую базу с серой, спиртом и чем угодно еще. Особенно правдоподобно выглядит утверждение, что «есть такие хорошие и дорогие вина, от которых голова вообще не болит».

Суровая правда жизни: похмелье в основном зависит от количества алкоголя, закуски, массы тела, личной переносимости и «опыта» (увы, но постепенно толерантность к алкоголю возрастает). Качество вина тут играет одну из последних ролей. Лучший способ избежать похмелья — это пить умеренно. Что до дорогих вин, их просто редко пьют в большом количестве. Но если дорваться до самого дорогого вина и выпить несколько бутылок в одиночку на голодный желудок, эффект будет столь же ужасным, как от самого дешевого пойла.

Миф 9: спиртосодержательный

Немало людей каким-то чудесным образом увязывают качество вина и его крепость. Кто-то полагает, что только какой-то конкретный процент алкоголя является свидетельством «правильной технологии», другие предпочитают крепкие вина, третьи считают правильными вина полегче. Есть и те, кто утверждает, что чем слаще вино, тем меньше в нем алкоголя или он легче переносится.

Правда жизни: алкоголь в вине зависит от количества сахара в сусле, а также от виноградарских и винодельческих практик. Обычно чем климат жарче, тем выше в сухом вине (ликерные и крепленые — другая история). Чем климат прохладнее, тем кислее виноград и алкоголь ниже. Для потребителя же самое главное, чтобы алкоголь был сбалансирован по вкусу. Сам по себе процент о качестве вина любителю ничего не скажет.

Миф 10: геронтологический

Чем старше вино, тем оно лучше. Особенно красное. Шутка про посредственную жизнь со «старыми винами, сыром с плесенью и машиной без крыши» облетела Интернет и стала очень популярной.

Суровая правда жизни: далеко не все вина годятся для длительной выдержки. Напротив, таких вин меньшинство. Дженсис Робинсон, один из ведущих критиков и специалистов по вину в мире, считает, что всего 1% бутилированных вин может счастливо и с пользой переступить десятилетний рубеж. На всякий случай заметим, что естественными консервантами вина являются сахар, кислота и танины, так что лучше всего хранятся сладкие вина, либо вина высококислотные и/или высокотанинные. Кстати, надо отметить и то, что вина, предназначенные для длительной выдержки, в молодом возрасте пить часто бессмысленно — они не проявят своих лучших качеств.

Миф 11: о великих одноевровых винах

Кто из нас не общался со счастливыми отпускниками, только что вернувшимися откуда-нибудь с побережья Испании или Лазурного Берега? Счастливые лица, ровный загар, восторг и рассказы, что вот там «прекрасные вина, которые на порядок лучше всего того, что у нас продается по несколько тысяч, стоят всего пару евро».

Суровая правда жизни: в вине, безусловно, есть много субъективных накруток, но есть и объективные расходы: стоимость бутылки, этикетки, упаковки, логистики. Есть и маржа продавца. Вычтите это все и прикиньте, сколько остается на само вино, включая выращивание винограда и производство. Если за два евро вы купили не откровенную гадость, вам повезло. Однако разбираются у нас в вине не все, а продукт это «контекстный». Впечатления у неопытных людей сильно зависят от того, где они потребляют вино, как и с кем. Сам факт отдыха и красивого пейзажа очень важен. На деле же советуем использовать этот шанс и как раз за границей покупать вина поинтереснее и подороже. Те, что в России вы редко себе можете позволить.

Миф 12: спорный

Биовино — это тренд. В России это особенно актуально. Житель загазованного российского мегаполиса, работающий в офисе, испытывающий нервотрепку и питающийся в обед джанк-фудом, будет чувствовать себя значительно лучше, употребляя исключительно здоровое «биовино». Кроме того, каждый катающий себя одного любимого на четырехместном автомобиле, выливающий в день сотни литров воды, включающий кондиционер или отопление при температуре хоть на градус отличающейся от комфортной, просто обязан позаботиться об экологии заморских виноградников… Так он вносит свою лепту в охрану окружающей среды и обретает смысл жизни на этой голубой планете.

Суровая правда жизни: во-первых, надо четко различать органическое виноградарство, означающее, что на виноградниках не употребляют химикаты или употребляют минимально возможное их количество, и биодинамическое виноделие, когда винодел «живет в гармонии с природой», закапывает на виноградниках рога с навозом (злые языки шутят, что работает, когда закапывает свои), изучает лунный календарь. Первое имеет под собой научные основы и объяснимо, второе — в какой-то мере эзотерика и вера. Споры об этом можно вести бесконечно, что успешно и делается. Лучше всего ориентироваться на вкус вина. Потребителя обычно не очень заботит, как делают его одежду, телевизор или сотовый телефон — он смотрит на качество и функциональность. Вино в этом смысле тоже продукт. Природа дала нам чувства зрения, обоняния и вкуса — давайте доверимся им.

Читать еще:  Максимально допустимо промиллей для вождения машиной

Миф 13: легендарный, о неизвестном Кулибине

Эта легенда обычно рассказывается старшим поколением, но без нее собрание было бы неполным. Давным-давно, в одной далекой галактике Советского союза какие-то ребята большой компанией взяли ключ от дачи троюродного дяди одного из них и отправились на природу устроить масштабную вечеринку. Употребив предварительно все, что было в наличии, в подвале они случайно нашли бочонок вина, которое им всем безумно понравилось. Они выпили почти все, оставив лишь жалкие пару литров. Об этом юный Гэтсби рассказал дяде, который — о чудо! — про вино это забыл, так как делал его подшофе. Дядя вино опробовал, и как человек разбирающийся (см. миф 1), понял, что сделал нечто великое. Новости о чудесном вине распространились со скоростью света, к дяде приезжали виноделы с самых лучших производств Союза, пробовали жалкие глотки и умоляли его рассказать, как же он сделал это великолепие. Даже предлагали большие деньги. Но, увы, он ничего не помнил и унес тайну с собой в могилу. Разумеется, все рассказчики знали как минимум кого-нибудь, кто был на этой вечеринке, а некоторые даже самого дядю. Правда, вино никто не пробовал и описать не может. Уж больно чудесное оно было.

Суровая правда жизни: все гости действительно немало выпили, да и дядя делал вино сильно нетрезвым. И это, пожалуй, единственная правда во всей этой истории.

Владимир Глухов, винный блогер, член Российской ассоциации сомелье

Правда и мифы о вине

Разбираться в винах — это большой труд

Некоторые утверждения повторяются настолько часто, что со временем начинаешь считать их неоспоримой истиной. Такие заявления, как «хорошие вина не должны быть крепкими» и «великим может быть только выдержанное вино», лишь некоторые из тех, что мне доводится постоянно слышать от энофилов (oenophile — любитель вина). Так ли на самом деле, или же это просто их мнение? Я выбрала 10 высказываний, которые слышала чаще всего, и попросила специалистов и просто знатоков-любителей объяснить — какие из этих утверждений можно считать мифами, а какие соответствуют действительности.

1. Чем дороже вино, тем оно лучше

Эту фразу придумали виноделы, считает Джеральд Уайсл в (Gerald Weisl) — владелец винного магазина Weimax Wines & Spirits в Берлингейме, штат Калифорния. Или вполне возможно, что так виноделы тешат свое самолюбие, добавляет он. Владелец винодельческого хозяйства Andrew Will Winery в штате Вашингтон Крис Камарда (Chris Camarda) согласен с г-ном Уайслом, но при этом утверждает, что виноделы вынуждены устанавливать для своих вин довольно высокие цены — иначе их не будут воспринимать всерьез. Он рассказал об одном продавце вина в Сиэтле, который на просьбу покупателя дать ему «самое лучшее вино штата Вашингтон» порекомендовал ему вино «Sorella» — одно из лучших, которые производит г-н Камарда. Но когда покупатель услышал, что бутылка стоит 65 долларов, он не захотел его покупать, заявив, что оно «слишком дешевое». Так что это одно из высказываний, которым я, к счастью, никогда не верила. Я пробовала по-настоящему первоклассные вина, которые стоили 25 долларов за бутылку, а иногда и того меньше.

2. Вина делают на виноградниках

Похоже, что эта фраза стала одной из самых любимых практически у всех виноделов планеты. Она означает, что своим качеством хорошее вино обязано не технологии его изготовления (например, фильтрации или добавлению дрожжей), а лишь хорошему винограду. Когда я спросила об этом винодела из Напы Аарона Потта (Aaron Pott), который считается в своем деле звездой первой величины, он ответил: «Совершенно верно, точнее не скажешь». Безусловно, г-н Потт работает в безупречных условиях, на прекрасной земле и выращивает превосходный виноград, поэтому у него это утверждение сомнений не вызывает. Однако, как мудро подметил г-н Уайсл, «винодел может испортить результат многолетнего труда в виноградниках, если не сумеет выбрать правильную технологию изготовления вина и допустит ошибку, когда вино уже в бочках — в подвале». Ошибиться можно с температурой, при которой происходит ферментация, или испортить прекрасный букет избытком дубильных веществ. Наверное, точнее будет сказать: «Хорошее вино начинается с хорошего виноградника».

3. Рейтинг вина и мнение винных критиков никого не интересует

В этом вопросе мнения опрошенных мной любителей вина разошлись. Директор винной библиотеки в Спрингфилде, штат Нью-Джерси, Иэн Дорин (Ian Dorin) считает, что рейтинг вина важен лишь для небольшой категории любителей вина. «Люди покупают вина, обращая внимание на бренды, а рейтинг вина не является фактором, способствующим продажам», — утверждает он. А вот мой друг Алан — компетентный и весьма категоричный любитель вин — заявляет, что на сегодняшнем высококонкурентном рынке рейтинг вина становится как никогда важным. Рейтинг помогает отличать вина друг от друга — причем, как покупателям, так и продавцам. Я бы сказала, что это действительно так, но только для вин, рейтинг которых выше 90. Трудно представить любителя вин, который ищет вино с рейтингом ниже 90, или винодела, расхваливающего вино с более низким рейтингом.

4. Виноделы делают вино для дегустаторов

Высокие рейтинги интересуют не только любителей вина — как подсказывает здравый смысл, виноделов тоже. Они (будто бы) разобрались в предпочтениях дегустаторов и теперь делают такие вина, которое должны им понравиться. Правда ли это или вымысел? Совершенная правда, утверждает г-н Камарда. «Я вижу, как люди делают вина, стараясь подстроиться под определенные предпочтения винных критиков», — говорит он, вспоминая, как недавно пробовал бордо, которое оказалось настолько выдержанным и плотным, что было больше похоже на австралийский шираз, чем на бордо. Он нисколько не сомневается, что винодел намеренно придал вину такие качества, чтобы произвести впечатление на дегустаторов, предпочитающих насыщенные вина. По-моему, г-н Камарда прав, но его слова соответствуют истине, только если речь идет о небольшой категории специалистов. А так в мире есть целое море разных популярных сортов вина, которым рейтинги и мнения критиков не требуются. Да и, в конечном счете, попытки угодить дегустаторам выгодны лишь небольшой группе виноделов — ведь не все же в мире вина проходят экспертную оценку, а лишь очень немногие.

5. Хорошие вина не должны быть крепкими

Определенная категория любителей вин — как профессионалов, так и любителей — решительно преуменьшают ценность вин с высоким содержанием алкоголя. Зачастую к этой группе относятся вина крепостью чуть более 14%, и по случайному совпадению в США именно вина с этим и более высоким содержанием алкоголя облагаются более высоким налогом. Насколько я могу судить, эта категория знатоков вин состоит, в основном, из пишущих о вине блогеров (погуглите слова «anti high-alcohol wines» или «слабоалкогольные вина» и вы поймете, что я имею в виду). Мой друг Алан называет этот неписаный «слабоалкогольный» закон «одним их тех вердиктов, которые выносят люди с большим самомнением, и на которые в реальной жизни никто не обращает внимания». Думаю, что он прав. Более крепкие вина получаются из более зрелого винограда, который быстрее созревает при более высоких температурах. Самые лучшие винтажные вина бордо были сделаны из гроздьев, созревших именно в теплый сезон — в 1947 и 1982 годах.

6. Великое вино должно быть выдержанным

На протяжении десятилетий, а может, даже столетий компетентным считалось мнение, что вино нельзя считать по-настоящему достойным, если оно с годами не становится лучше. Так ли это на самом деле? Ведь приятно пить и многие молодые вина. «Великое вино — это то вино, которое приносит большое удовольствие в тот самый момент, когда его пьешь», — утверждает г-н Дорин. Думаю, что в чем-то он прав. Понятие «великое» весьма субъективно — то, что считаю великим я, вам может великим не показаться. И, все же, о вине — обычно дорогом — которое со временем меняется, которое становится не только старше, но и лучше, и превращается в напиток с более утонченным и сложным вкусом, можно со всей объективностью говорить, что оно обладает достоинством. И я считаю, что это утверждение не просто соответствует действительности — оно еще и проверено временем.

7. Вина Старого Света лучше вин Нового Света

В этом вопросе мнения моих консультантов разделились, причем, они даже сами себе не могли дать определенного ответа. Г-н Потт с этим утверждением и согласен, и нет. Так же не смог ничего конкретного сказать и г-н Камарда. Винами из Нового Свет называют вина, изготовленные за пределами Европы — в Аргентине, Новой Зеландии, США и т.д. Оба специалиста согласились, что качество вин Старого Света зависит от таких факторов, как вековые традиции и эмоциональная связь владельца с виноградником. Такого же мнения придерживается и мой друг Алан, хотя он все же предположил, что на первое место вина Нового Света выводят такие факторы, как новизна плантаций, эксперименты с сортами винограда и собственные технологии (например, ферментация при контролируемой температуре), позаимствованные Старым Светом. Наверное, точнее всех сказал, отвечая на мой вопрос, г-н Камарда: «Это как посмотреть». На мой же взгляд, лучшее вино — это то, в котором сочетаются традиции виноделия Старого Света с инновациями Нового Света. Хотя для трюизма это, пожалуй, звучит длинновато.

8. Сомелье любят только малоизвестные вина

Если вам доводилось бывать в ресторанах, в которых сомелье составил карту вин, совершенно вам незнакомых, и вы даже не можете угадать, красное это вино или белое, то в этом случае такое утверждение, конечно же, неоспоримо. Однако, по мнению старшего сомелье ресторанов Bar Boulud и Boulud Sud на Манхэттене Майкла Мэдригейла (Michael Madrigale), такого принципа придерживаются лишь те сомелье, которые хотят чувствовать себя более знающими, чем клиент. «Они вбивают клин между собой и любителем вина», — считает он. И хотя мне нравятся сомелье, которые постоянно ищут что-то новое и интересное (именно благодаря г-ну Мэдригейлу я открыла для себя канадское вино Gamay), им все-таки следует помнить, что их клиентам, может быть, больше нравятся привычные вина вроде французского сансер или калифорнийского шардоне. И г-н Мэдригейл включает в свои винные карты и неизвестные вина, и хорошо знакомые. Наверное, наше утверждение следует немного уточнить: «Плохие сомелье любят только малоизвестные вина».

9. Любители красных вин это более утонченные знатоки, чем те, кто предпочитает белые вина

Ныне покойный великий знаток, писавший о вине, Гарри Во (Harry Waugh) как-то заявил: «Главная обязанность вина — быть красным». В течение нескольких десятилетий было распространено мнение, что любители красного вина это не просто потребители, а искушенные знатоки. Но многие профессионалы придерживаются противоположного мнения. «Если вы по-настоящему любите вино, — говорит г-н Мэдригейл, — то все как раз наоборот». Белое вино обладает более широким разнообразием вкусов, оно более универсально, оно легче воспринимается само по себе, не в сочетании с едой. Г-н Камарда ответил на мой вопрос шуткой: «[Так считают] потому, что белое вино пьют девчонки». Хотя, не исключено, что в этом утверждении есть доля сексизма — красное вино, якобы, более особенное и утонченное, поскольку более подходит для мужчин. Лично я, как и г-н Камарда, считаем ошибочными и сам подход, и утверждение. Некоторые из самых сложных и интересных вин в мире делают из белых сортов винограда (бургундское, вувре, мозельский рислинг и шампанское), и знаю многих, кто, не являясь девчонками, придерживаются такого же мнения.

10. В винах разбираться очень трудно

Это утверждение или жалоба? Конечно же, утверждение, которое мне приходилось слышать довольно часто. Вопреки многочисленным дурацким книгам-руководствам по употреблению вина и советам знатоков-самоучек, утверждающих, что разобраться с вином очень просто, наука о вине и искусство познания этого напитка — дело очень сложное. Или, по крайней мере, посильное для тех, кто не просто ищет, чего бы такого выпить. Разбираться в винах это большой труд, здесь нужны очень глубокие и всесторонние познания — в области истории, геологии, картографии, географии, политики, химии, и еще необходимо разбираться в социологии. А те, кто заявляют, что здесь все просто и понятно, специально преуменьшают сложность и глубину этого вопроса. Либо просто обманывают вас.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector