Материал по конструированию - Лучшие кулинарные рецепты от Pizza-DoDo.ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материал по конструированию

Виды конструирования

Существует два критерия деления конструктивных игр на определенные группы: вид используемого материала и способ постановки конструктивных задач.

По виду материала все игры делятся на три группы: из строительного материала, природного, бумаги и дополнительного материала.

По способу постановки конструктивных задач выделяют конструирование по образцу, заданной теме, условиям, собственному замыслу. Кратко охарактеризуем каждую группу игр.

Конструктивные игры из строительного материала самый распространенный вид конструирования в дошкольных учреждениях. Дети рано знакомятся со строительным материалом.

Конструирование из природного материала вводится в практику работы со средней группы. Для поделок используется естественная форма природного материала — шишки, желуди, орехи, плоды каштана, кора деревьев, ветки, солома, семена некоторых растений, ракушки и др. Детям необходимо замечать сходство природного материала с предметами окружающей действительности, сказочными образами, героями мультфильмов и усиливать его с помощью соответствующей обработки. Из кожуры плодов каштана можно смастерить ежиков, из пучка соломы — куклу или лошадку, а игрушечный вертолет получится из скорлупы грецкого ореха, кусочка пластилина и семян клена. Серии таких занятий были разработаны Э.К. Гульянц. Конструирование из природного материала позволяет развивать фантазию, художественный вкус, творчество дошкольников.

Конструирование из бумаги и дополнительного материалаиспользуется в работе с детьми, начиная с пятилетнего возраста. Из куска плоского материала (бумаги, картона) они учатся мастерить игрушку объемной формы. Прежде чем сделать какой-либо предмет, необходимо заготовить выкройку, расположить на ней детали и украшения, наклеить их, сделать необходимые надрезы, а затем — сложить и склеить детали. Это достаточно сложный вид конструирования, так как требует от детей умений увидеть объемную игрушку в ее плоскостной выкройке, представить соразмерность частей, пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.

В этом виде конструирования широко используется дополнительные материалы: коробки, катушки, спичечные коробки, кусочки пенопласта, поролона и т.д. Скрепляя их между собой, дополняя разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки: вертушки, елочные украшения, кукольную мебель, здания города и т.д.

Конструирование но образцу. Это самый первый вид конструирования, которому обучают детей. Он позволяет ребенку узнать несколько вариантов постройки, овладеть общими способами действия, усвоить последовательность операций, познать возможности строительного материала. В качестве образца чаще всего выступает постройка, выполненная воспитателем: дом для матрешки, гараж для автомобиля, здание театра. Используется также иллюстративный материал, фотографии, схемы, модели построек и т.д. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть образец и последовательно воспроизвести его. Данный вид конструирования является необходимым и важным этапом в обучении детей конструктивной деятельности. Но он имеет определенные недостатки: в процессе строительства дети копируют образец и это сковывает их творчество. Для развития творческих способностей детям предлагаются творческие задания: видоизменить образец, преобразовать его, перестроить и т.д.

Конструирование но заданной теме это свободная деятельность детей на предложенную воспитателем тему. Здесь ребенок не копирует образец, а оперирует образами, использует знания о способах действий, обобщенные представления о предметах. В этом виде конструирования дети имеют большие возможности для проявления инициативы, творческой изобретательности . Роль воспитателя заключается в постановке задачи, оказании помощи, Ребенок самостоятельно выбирает материал, определяет последовательность действий, создает образ постройки и воплощает его знакомыми способами. Постройки на одну тему получаются различными по содержанию.

Конструирование по условиям. Это достаточно сложный вид конструктивной деятельности. Детям предлагают построить из готовых деталей предмет, который соответствует ряду условий. Например, мост, на котором свободно разъезжались бы две машины, а под ним проходили пассажирские суда; домик, в котором могли поселиться несколько животных: заяц, медведь, жираф. Таким образом, ребенок, не имея перед собой реального предмета, должен определить его образ, исходя из конкретных условий. При этом он узнает, что один предмет может быть выполнен в различных вариантах. Для получения требуемого результата дети должны обдумать замысел, выбрать из множества деталей необходимые, уточнить размер постройки и ее соответствие заданными условиям.

Конструирование по собственному замыслу. Это самый сложный вид конструирования, так как все задачи ребенок решает сам: выбирает тему постройки, определяет её назначение, продумывает внешний вид, подбирает материалы, выбирает способы построения и воспроизводит задуманное. Роль педагога в руководстве этой деятельностью детей усложняется: он должен видеть работу каждого ребенка, оценивать степень владения конструктивными умениями и навыками, определять причины затруднений и намечать перспективные линии в работе с каждым воспитанником.

Каждый из перечисленных видов конструирования имеет свои особенности. Их следует учитывать при организации обучения и самостоятельной деятельности детей. Следует помнить, что начинать обучение надо с самого простого вида — конструирования по образцу, а затем переходить к более сложным видам конструктивной деятельности. Каждый способ постановки конструктивных задач влияет на формирование различных способностей детей. Поэтому на практике важно использовать все виды конструирования и найти их место в общей системе конструктивной деятельности.

Виды конструирования, материалы для детского конструирования.

1 Изобразительное – несет в себе эстетический смысл (гирлянда для Нового года);

2 Техническое – для практических целей (дом для куклы).

Виды конструирования на основе используемого материала:

1 Конструирование из строительного материала.

2Из бумаги и картона (оригами, звезда).

3Из природного материала (из желудей, шишек, из песка, снега).

4 Из бросового материала (паралон, пенопласт и др.).

Типы конструктивных занятий в разных возрастных группах дошк учреждения.

1 По образцу и показу воспитателя. Проводится с мл дошк возраста.

2 По образцу без показа. Проводится со ср дошк возраста.

3 По чертежу или рисунку. Проводится со ст дошк возраста. Занятия основаны на наглядном моделировании. Сначала детей учат составлять схемы построек, а затем наоборот делать постройки по схемам.

4 По условиям. Вводится со ср дошк возраста. Педагог не дает образца, а объясняет детям условия, которым постройка или поделка должны соответствовать.

5 По предложенной теме. Вводится со ср дошк возраста. Педагог дает лишь тему. Напр., постройте городскую улицу.

6 По собственному замыслу. Вводится с конца ср дошк возраста. Дети сами определяют тематику конструирования.

Задачи конструирования(в младших группах):

1Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом.

2 Обогащать представления детей о цвете и форме.

3 Развивать пространственную ориентацию детей.

4 Учить рассматривать и анализировать образец.

Задачи обучения(в ср дошк возрасте):

1.Содействовать развитию интереса к архитектуре, дизайну и конструктивной деятельности.

2.Поддерживать и стимулировать интерес к самостоятельному конструированию в играх детей.

3.Знакомить с рациональным целесообразным использованием строительного и природного материала.

Задачи обучения (в ст дошк возрасте):

1.Развивать эмоциональное отношение к архитектуре, дизайну и разнообразным поделкам.

2.Учить детей создавать постройки и поделки по заданным условиям, схемам и чертежам.

3.Содействовать самостоятельному развитию конструктивной деятельности.

41. Методика обучения конструированию в разных возрастных группах детского сада.

Деятельность в младших группах, ее игровой характер. Методика обучения.

Осуществляется конструирование из строительного материала (кубики, кирпичи) и природного (снег, песок).

Сначала дети сооружают несложные постройки: башня, лестница, мост. Затем каждая постройка обыгрывается. Из строительного материала делают работы как в группе, так и на улице.

Методы и приемы:наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы.

Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ср дошк возрасте.

Содержание конструирования.

Начинают использовать все 4 вида конструирования. Постройки из строительного материала усложняются: делают целые комнаты для кукол, городские улицы.

Знакомят с новым конструктивным материалом – бумагой. Учат складывать прямоугольные листы пополам, квадратные – по диагонали. Тематика пока проста: делают коробочки, самолетики, гирлянду из колечек.

Начинают изготавливать поделки из шишек, коры, желудей, ореховой скорлупы. Скрепляя части пластилином.

Учат делать игрушки из пенопласта и паралона.

Методы и приемы:наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы.

Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ст дошк возрасте.

Содержание обучения.

При работе со строительным материалом обращают внимание детей на прочность и устойчивость конструкции, на ее эстетический вид.

При конструировании используют разнообразные формы – пластины, бруски, цилиндры, призмы (крыша).

Дети чаще сооружают коллективные постройки. При конструировании из бумаги делают игрушки из цилиндров и конусов. Делают разнообразные игрушки в технике оригами, сложные гирлянды, звезды на Новый год.

Усложняются поделки из природного материала, они состоят из большего кол-ва деталей, могут передавать движения.

Усложняются работы из бросового материала. Дети делают не только игрушки, но и башни из спичечных коробков, катушек от ниток, игрушки из пластиковых бутылок.

Методы и приемы:наблюдение, образец воспитателя(редко используется), обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные, исследовательский и эвристический методы.

42. Вариативные программы и педагогические технологии по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.

В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.

Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства.

К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

1. Развитие художественного восприятия.

2. Формирование эстетических чувств и эмоций.

3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.

4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.

Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

— восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств;

Читать еще:  Ингредиенты для крема

— воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности;

— эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками;

— эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества;

— художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.

^ Механизм передачи и освоения опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:

1. Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн).

Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

— формировании активного отношения к познавательной деятельности;

— подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;

— демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;

— применение знаний на практике.

2. Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.

Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

— предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

— материальное (материализованное) действие;

— этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

-этап внутренней речи, осмысление проблемы;

-этап автоматизированного действия (навык).

Авторами технологии разработаны принципы ее реализации:

— принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;

— принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;

— принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

— принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;

— принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

— принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;

— принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному;

— принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.

Процессуальная характеристика технологии

Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм.

Первый элемент – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности.

Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме.

Третий элемент – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.

Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:

^ Первый этап — накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.

^ Второй этап — этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.

^ Третий этап — этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.

^ Четвертый этап — этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.

Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Конструирование – это что такое? Основы конструирования

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.

Техническое конструирование

Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном.

К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов:

  • строительных элементов,
  • деталей конструктора,
  • крупногабаритных модулей.

Используем строительные материалы

Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы.

Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты).

Конструирование из деталей конструктора

Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Дети учатся создавать реально существующие объекты по схемам, которые присутствуют в любом конструкторском наборе. Они уже понимают, что все предметы состоят из более мелких деталей. А чтобы постройка была прочнее, ее необходимо скрепить.

Конструирование из крупногабаритных модулей

Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций. Этот вид близок к строительному, но здесь используются большие площади помещений. По сути, дети сами себе делают постройки для спортивных соревнований, игр.

Художественное конструирование

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида.

Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.

Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

Для конструирования из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.

Формы организации обучения

  • Конструирование по образцу. Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.
  • Конструирование по модели. Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.
  • Конструирование по условиям. В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей.
  • Конструирование по замыслу. Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала.
  • Конструирование по схемам и чертежам. Дети учатся использовать шаблоны, чтобы потом преобразовать их в объемные геометрические тела. Такой вид деятельности развивает логику и образное мышление.
  • Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление («Птицы», «Транспорт»), а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами.
Читать еще:  Как сломать кокос в домашних условиях

При любой форме организации обучения детей нужно стимулировать соблюдать законы архитектуры: полезность, прочность, красота. Конструирование, материалы для которого должны быть тщательно подготовлены воспитателем, является неотъемлемой частью процесса обучения. Его практикуют как в детских садах, так и в школах.

Детское конструирование в последнее время становится все более популярным. В программах по дошкольному воспитанию этот вид деятельности считается одним из основных. В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

Техническое конструирование и моделирование

Конструирование техническое – создание различных изделий определенного назначения с составлением их проектов (графических изображений, технических и экономических расчетов и т.п.), проработкой и сопоставлением возможных различных вариантов конструкций и способов изготовления деталей, изготовлением образцов, исследованием их соответствия техническому заданию и оценкой качества.

Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предметы, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом будущего творческого проекта.

Конструирование ведется по определенному техническому заданию, которое формулирует конкретные условия и требования качеству готового изделия при его использовании по назначению.

Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.

Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению. Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду — дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это задача добиваться, чтобы изделия имели красивый внешний вид, красивую, рациональную отделку и были удобны в пользовании.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.

Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.

Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.

Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.

Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.

Экономичным считают изделие с малым расходом материалов, которое при использовании не требует дополнительных расходов.

Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.

Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.

Обучение учащихся элементам технического конструирования имеет целью сообщение учащимся первоначальных знаний о содержании и особенностях организации разработки устройства (конструкций), способов и приемов изготовления несложных изделий из распространенных материалов, простейшая механическая обработка которых доступна детям указанного возраста. В процессе обучения элементарному техническому конструированию происходит развитие конструкторских способностей детей, совершенствуются общетрудовые политехнические умения и навыки, трудовая культура учащихся, растет их интерес к самостоятельному решению доступных им задач конструирования различных изделий.

Работа по техническому конструированию, так же как и работа по техническому моделированию способствует расширению политехнического кругозора школьников развитию их пространственных представлений, обогащает их речь. Особенно большое значение имеет работа младших школьников по техническому конструированию для подготовки их к урокам технологии в последующих классах школы.

Чтобы научиться создавать конструкции изделий учащиеся должны упражняться в конструировании, учиться решать конструкторские задачи. Эффективнее идет процесс конструирования, технического моделирования, если учитель разрабатывает требуемую конструкцию вместе с детьми, наглядно показывая все основные этапы поисков рациональных решений, проверки и сопоставления вариантов, отбора наилучшего по ряду качественных показателей.

Конструирование изделий на уроках труда может организовываться и производиться различно. Наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий следующие:
Конструирование под диктовку учителя. Учитель показывает поочередно конструкции деталей изделия, демонстрирует приемы их изготовления и соединения, порядок отделки, изготовленного изделия, приемы его наладки, регулирования, использования по назначению. Учащиеся в данном случае занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя. Такая работа мало способствует развитию самостоятельности, активности инициативы, творчества.
Конструирование по аналогии. После того как учащиеся под руководством учителя изготовили учебное изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия. Например, учащиеся выполнили модель куба из тонкого картона, а затем им дается задание изготовить модель параллелепипеда (изготовить развертку, провести склеивание и оклеивание моделей).
Конструирование по образцу , который демонстрируется в готовом виде. Учащиеся анализируют конструкцию этого образца, выясняют из каких деталей она состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, в сборке и отделке изделия.
Конструирование по устным, письменным или графическим описаниям изделия , включающим общее технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, габариты, предлагаемый для изготовления материал, общие требования конструкции и пр.).
Конструирование по собственному замыслу на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, имеющийся у них инструменты и усвоенные ранее приемы труда.
Конструирование на свободную тему с соблюдением единственного условия: ограничением времени проведения работы (например, один урок).
Конструирование в коллективе из двух-четырех человек с распределением обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.

Конструкция – общая схема устройства и действия работы конкретной машины, сооружения, отдельного узла или их модели, макета, дающая представление о форме, величине и взаимном расположении их частей, их взаимодействии, способах и порядке сборки и разборки, материалах, из которых они изготовлены, и т.п. Знание конструкции изделия, его назначения и способов, условий использования – непременные условия успешности его изготовления.

На уроках технологии ознакомление учащихся с конструкциями учебных изделий проводится по образцам, графическим изображениям, устным и письменным описаниям или по совокупности этих видов инструктажа, объяснения задач изготовления изделия. Изучение конструкций изделий проводится в неразрывной связи с изучением технологических операций, приёмов изготовления деталей, их сборки и проверки качества, соответствия полученному заданию.

Конструкция изделия – форма, размеры, способы соединения и особенности взаимодействия отдельных деталей и узлов изделия. Конструкция изделия определяет его соответствие назначению: удобство пользования изделием, его габариты (размеры), массу, надёжность и долговечность в эксплуатации, внешний вид, возможность выполнения ремонта. В зависимости от назначения и условий использования изделия эти показатели могут изменяться в значительных пределах. Для одних изделий важно, чтобы они были максимально портативными, удобоносимыми и лёгкими. Другие изделия должны быть особо прочными, и для их изготовления подбирают материалы соответствующей прочности. Конструкции третьих изделий должны предусматривать возможность быстрой замены отдельных деталей с целью ремонта износившихся. К изготавливаемым ёлочным игрушкам и украшениям нет смысла предъявлять требование прочности – они должны быть затейливые по форме, нарядные.

Конструкции макетов должны давать представление о внешнем виде соответствующего объекта, а конструкции технических моделей – о принципах действия.

Конструкторы детские – наборы стандартных деталей, предназначенные для изготовления детьми различных изделий: моделей машин и механизмов, приборов, аппаратов, макетов сооружений, предметов домашнего обихода и т.п.

Используя наборы этого типа, манипулируя деталями, проводя работу по сборке тех или иных конструкций, учащиеся совершенствуют элементарные умения и навыки сборки и разборки, выполнения их наладки, использования их в игровой деятельности. Кроме того, они получают общее представление о содержании и организации сборочных операций на производстве. Одновременно дети в интересной и увлекательной форме, в процессе активной деятельности практически знакомятся с назначением, особенностями устройства и действия наиболее распространённых машин, механизмов, инженерных сооружений, игровых аттракционов. Всё это способствует общему и техническому развитию учащихся, активизации их интереса к технике, производству, трудовой деятельности людей.

По содержанию и назначению в трудовой и игровой деятельности детей детские конструкторы подразделяют обычно на три группы:

сборно-разборные модели определённых конструкций (например, автомашина, часы, жилой дом);

тематические конструкторы , предназначенные для сборки нескольких моделей на одну тему (например, авиаконструктор, автоконструктор, электроконструктор, архитектурно-строительный конструктор);

схематические общетехнические наборы деталей , из которых можно монтировать бесконечное количество моделей и макетов машин, механизмов, сооружений, предметов быта, игрушек. Особенность последней группы наборов состоит в том, что при конструировании и изготовлении различных объектов из деталей наборов учащиеся имеют возможность дополнять свои модели самодельными деталями из бумаги, картона, тонкой жести, листовой пластмассы, плёнок. Это создаёт дополнительные стимулы и возможности совершенствования умения конструировать, разрабатывать приёмы изготовления недостающих деталей, порядок сборки изделий.

Читать еще:  Вкусная солянка из капусты с сосисками и свининой

Каждый набор включает печатный альбом – руководство, в котором приводятся сведения о номенклатуре, внешнем виде, назначении и количестве деталей, составляющих набор, об инструментах, которые используются при проведении сборочных работ, представлены примеры типичных конструкций элементарных соединений деталей и более или менее сложных узлов, а также краткие рекомендации по приёмам выполнения трудовых операций монтажа и демонтажа изделий.

Основную часть каждого альбома составляют рисунки рекомендуемых к изготовлению моделей. Объекты, предлагаемые для изготовления, располагаются на страницах альбома в порядке постепенного возрастания сложности их выполнения.

Моделирование — вид конструирования. В результате процесса конструирования и моделирования получаются готовые объекты — изделия, модели, макеты. Любой объект может быть смоделирован с использованием самых различных материалов и техник. Изготовление модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Абсолютное подобие не обязательно, но модель должна отражать (имитировать) существенные черты объекта-оригинала. Модели могут быть:

— полные (полное подобие);

— неполные (неполное подобие);

— приближённые (некоторые стороны объекта не моделируются совсем).

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учеб­ные задания, развивая способность самостоятельно решать по­сильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению зада­ния, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс из­готовления, отобрать нужный материал, подготовить его (на­пример, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить от­дельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого мате­риала нужно выполнить конструкцию, в какой последователь­ности.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение или когда возникает необходимость помочь детям проконтроли­ровать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, ко­торые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, кон­струкций, поделок.

Например, в постройке — как сделать пере­крытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции в бумажном конструировании — как склеивать стороны закрыто­го куба или бруска; в работе с конструктором — как крепить ко­леса на осях с помощью гайки; в работе с природным материа­лом — из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей как пользоваться шилом и т.д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструи­рованию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе вы­полнения детьми работы или по окончании той или иной опера­ции. Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах на­мечены линии для надрезов. А уж затем переходить к следующе­му этапу работы.

При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общал­ся со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы про­верить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ре­бята должны сами определить, правильно ли (крупные и устой­чивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не разва­лился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой про­дукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя про­явление уважения к работе товарищей, инициативу в придумы­вании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто, что будет делать.

Вопрос 3.

Обучение конструированию в разных возрастных группа детского сада

Младшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала.

Конструируют из кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола, понимать, что устойчивость зависит от положения. Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т.д.).

Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом:

· размещение по горизонтали кирпичиков, пластин (дорожка, поезд),

· наложение 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка),

· замыкание пространства (загородка, забор, домик),

· выполнение несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Младшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала.

Знакомятся с бруском (отличие от кубика, кирпичика, пластины; устойчивое положение; название).

Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом:

· расположение кирпичиков, пластины на плоскости в 1-2 ряда (дорога для машин и т.д.),

· расположение кирпичиков вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг к другу (заборчики).

Закрепляются умения делать несложные перекрытия – одно- и двухярусные.

Учатся различать постройки по величине, форме; видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены.

Осваивают последовательность выполнения построек.

Методы и приемы обучения в младших группах

Основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный методы.

Приемы: демонстрация образца, показ и подробное объяснение процесса возведения постройки, игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»), анализ процесса и результата деятельности и др.

Средняя группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, природного и подсобного материалов.

Конструирование из строительного материала. Знакомятся с цилиндром (сравнение с другими деталями, устойчивое положение; название). Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой (стул и стол и т.д.), отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения. Учатся самостоятельно анализировать постройки, строить вместе (у каждого ребенка – самостоятельный объект постройки). Учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: справа-слева, ближе-дальше, впереди-сзади.

Конструирование из бумаги (со 2 полугодия). Знакомятся с ее особенностями, учатся операциям из бумаги: сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба; приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т.д.) к основной форме.

Конструирование из природного материала. Знакомятся с клеевым и пластилиновым способами крепления деталей.

Конструирование из подсобного материала (со 2 полугодия). Учить склеивать игрушки из готовых деталей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

Обучаются действиям по образцу, по условиям, предложенным педагогом, и по собственному замыслу в игре.

Методы и приемы обучения в средней группе

Основное место занимают информационно-рецептивный метод.

Анализ образца (образец с показом и объяснением), обследование (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение от крупных к мелким), рассматривание иллюстраций, опора на опыт детей. Игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы, анализ процесса и результата деятельности и др.

Старшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование из бумаги, природного и бросового материалов.

Конструирование из строительного материала. Продолжать формировать умение рассматривать готовые постройки и игрушки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; развивать творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. Продолжать обучение детей умению коллективно выполнять задания. Учить заменять одни детали другими. Обучают строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, по собственному замыслу.

Конструирование из бумаги. Учатся сгибать бумагу пополам (закрепление), вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы. Выполнение поделок на конусной и цилиндрической основах.

Конструирование из подсобного материала. Учить детей создавать поделки из спичечных коробков, катушек и др., подбирать для этого материал, подходящий для реализации замысла; приучать детей работать внимательно, старательно, аккуратно. Знакомятся со способами скрепления спичечных коробков: склеивание в ряд, один над другим; вкладывание одной коробки в другую.

Конструирование из природного материала. Закрепляют способами крепления деталей (клеевой, пластилиновый), знакомятся с креплением при помощи палочек, проволоки.

Методы и приемы обучения в старшей группе

Основное место занимают информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический методы.

Приемы: поэтапный показ изготовления поделок, конструкций, объяснение последовательности их выполнения; показ способов изготовления; обследование готового образца; вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта; индивидуальный показ нового приема и др.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию