1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто изобрёл гранёный стакан

Кто изобрёл гранёный стакан

В наши дни гранёный стакан уже не пользуется таким спросом и постепенно становится раритетом, который держат скорее для коллекции. Гранёный стакан в своё время был одним из важнейших атрибутов быта в Советском Союзе. Но мало кто знает, кто изобрёл гранёный стакан. Давайте попробуем в этом разобраться.

Так кто же изобрёл гранёный стакан? Ответить на этот вопрос достаточно проблематично. Так, известно, что стаканы с гранями производились ещё при Петре I и производились на одном из старейших стекольных производств в городе Гусь-Хрустальный. Многие не сомневаются в том, что гранёные стаканы и стопки производились ещё до революции.

В 1905 году Карл Фаберже выставляет на показ свой натюрморт «Пролетарский завтрак». Интересно, что на деле всё это изготовлено из достаточно дорогих материалов. Так стакан с водкой является хрустальным, кирпич сделан из яшмы, желток является янтарным, окурок сделан соединением кварца и серебра, муха также сделана из серебра, как и обрывок газеты. Эту работу оценивают в сумму более 1 миллиона долларов.

Карл Фаберже, Пролетарский завтрак, 1905 год

В 1914 году на Уршельском стекольном заводе появляется печь автомат, благодаря которой они также налаживают производство гранёного стакана.

Мы можем наблюдать гранёный стакан на картине «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, которую он написал в 1918 году. Видно, что у стакана 12 граней.

Петров-Водкин, Утренний Натюрморт, 1918 год

Внимательный читатель заметит, что всё-таки это не совсем тот дизайн, который позже стал популярным, поэтому всё-таки можно считать, что гранёный стакан в его классическом для СССР виде изобрела именно Вера Игнетьевна Мухина, известный советский скульптор, создавшей монументальную скульптуру «Рабочий и колхозница». Также существуют слухи, что в разработке дизайна ей помог Казамир Малевич.

Гранёный сткан Веры Мухиной

Вера Игнатьевна Мухина была увлечена стеклом в конце 40-х годов. Ей было поручено изобрести новую форму для стакана таким образом, чтобы в столовых общепита их было удобно промывать в машине для мытья посуды, а также сделать их более прочным. Вы можете заметить, что у стакана Мухиной по верху идёт усилительное кольцо, которого вы не увидите на других гранёных стаканах ранее.

Первый гранёный стакан выпустили 11 сентября в 1943 году на том самом заводе в городе Гусь-Хрустальный. Стандартный стакан имеет 16 граней, но есть и другие вариации 12, 14, 16 и 18 граней, реже встречаются с нечётным числом граней, например, 17-ю, потому что чисто технологически производить их было неудобно. Объём гранёного стакана 250 миллилитров до края.

Объём стаканов мог быть: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров. Цена варьировалась от 7 до 14 копеек и указывалась на дне стакана путём выдавливания.

5 идей о “ Кто изобрёл гранёный стакан ”

Что за бред? Мухина не имеет ни какого отношения к гранёному стакану.

А кто имеет? Расскажите свою версию.

Вообще-то это мальцовский стакан))
Мухина его скопировала))

А какие-нибудь материалы в пользу этого приведёте?

Сегодня гранёный стаканов нет!
В поездах плоскостенные стаканы. Последние гранёный стаканы в конце восьмедисятых постоянно лопались от кипятка. Их надо было предварительно проваривать в холодной воде до запирания воды.

История граненого стакана (7 фото)

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан — дело рук Мухиной, нет.

Читать еще:  Мифы и реальные правила

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно — «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

Что такое граненый стакан и в каком году он появился?

Еще сравнительно недавно на каждой кухне он занимал достойное место. Хозяйки использовали его для того, чтобы отмерить нужное количество муки или сахара. Главы семейств «соображали на троих» с его же помощью. А в советских автоматах с газировкой напиток наливался именно в такие, советские стаканы.

Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным.

История

На сегодняшний день существует несколько версий появления граненого стакана. По правде сказать, сделать однозначный вывод, какая из версий истинная, вряд ли возможно. Но обратимся к фактам.

Стакан, как один из предметов посуды, существовал еще во времена Петра I. Только технология его изготовления была несколько другой. Во времена известного русского царя стаканы выдували, а затем гранили вручную. Но известный всем граненый вариант получался благодаря совсем другой технологии – методу прессования.

Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов.

Широко известна история, когда один из работников стекольного завода города Гусь-Хрустальный преподнес царю стакан, который, якобы, невозможно разбить. Выпив содержимое, царь со всей силы бросил тару об пол и тот разлетелся вдребезги. Однако, Петр I не рассердился на дарителя, и даже произнес фразу: «Стакану быть!».

Многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого.

Кстати, тут же берет начало еще одна легенда, о том, что бояре, не расслышав слова царя, решили, что он сказал: «Стаканы бить!» и отсюда повелась традиция бить посуду во время шумных застолий.

Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.

На самом деле, достоверность этих историй доказать или опровергнуть сегодня практически невозможно.

Еще одна версия возникновения граненого стакана относится уже к советской эпохе. И одним из создателей этого стеклянного «чуда» считают Веру Мухину, скульптора, создавшего известную композицию «Рабочий и колхозница». А необходимость в стакане такого плана возникла из-за посудомоечных машин.

Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина.

Как это ни странно звучит сегодня, но посудомоечные машины были уже 1940-х годах. Однако механизм их работы был настолько несовершенным, что большая часть посуды из тонкого стекла в процессе мойки билась. Вот и нужно было изобрести «модель», выдерживающую серьезные нагрузки. Да и без посудомоечных машин на предприятиях общепита стаканы бились в больших количествах. В общем назрела необходимость создания «противоударной» посуды. По заказу правительства стали работать над прочным, красивым и удобным в использовании стаканом.

В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.

Кстати, по мнению некоторых, в те годы стакан не был изобретен, что называется, с нуля. Вера Мухина якобы воспользовалась эскизами русского изобретателя Николая Гавриловича Славянова, который, демонстрируя новый сварочный аппарат, сварил стакан с гранями из семи разных металлов. А Мухина просто сделала эту же модель из стекла. Другие же, услышав эту версию, ухмыляются и утверждают, что это неправда. В общем, историй создания граненого стакана существует множество, и определить одну истинную не представляется возможным.

Это был заказ от правительства. Она должна была придумать такой стакан, чтобы он был очень прочным, его удобно было мыть и просто держать в руке.

Но, как бы то ни было, 11 сентября 1943 года, на заводе города Гусь-Хрустальный были выпущены первые граненые стаканы. Не случайно именно этот день считается днем рождения такого незамысловатого предмета повседневного обихода.

Классический граненый стакан имеет 12, 14, 16 или 18 граней. Чем больше граней, тем дороже стакан.

Гранчак, он же малинковский, он же губастый…

Все эти эпитеты относятся к нему, к граненому стакану. Определение «гранчак» относится к стаканам времен Петра I. Они стали альтернативой кружкам из дерева. Наличие граней не позволяло стакану свободно перекатываться. За это он и получил такое необычное прозвище.

В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке. Поэтому граненный стакан предпочтительнее его «гладкого» собрата.

Отношение к советскому министру обороны Георгию Маленкову стакан имел весьма приблизительное. Просто чиновник пообещал определенным категориям военнослужащих фронтовые 200 грамм водки на обед. К слову, тем, кто не употреблял «жидкий паек», его заменили на сахар и табак. И тут же стакан, вмещавший ровно такое количество жидкости, получил свое новое имя – малинковский.

Георгий Маленков стал инициатором развития общепита в стране и именно он поручил Мухиной разработать мало бьющийся стакан для столовых.

Губастым же его стали называть после того, как на стаканах поверх граней появился ободок. Первые граненые стаканы такого ободка не имели, и пить из них было не очень удобно – жидкость проливалась. Поэтому стакан приходилось плотно прижимать к губам. Новое определение – губастый – помогало отличать первую модель от усовершенствованной.

Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом.

Кстати, каемочку на стакане стали называть «Анюткиным пояском». О какой Анютке шла речь и почему именно ее поясок остался в истории граненого, теперь уже неизвестно.

Когда нужно было налить что-то до этой каемки, то просили налить до «Анюткина пояска».

Применение

Области применения обычного гранчака настолько разнообразны и, порой удивительны, что вряд ли найдется еще хоть один предмет с такой же востребованностью.

  • С его помощью отмеряли сыпучие и текучие продукты. Сегодня странно об этом слышать, но были кулинарные рецепты, в которых объем продуктов определялся стаканами. И эти рецепты находились не где-нибудь, а в «Книге о вкусной и здоровой пище» – основном учебнике для кулинаров! В стакан помещалось 200 мл жидкости (воды, молока и т.д.), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки. Поэтому никакая хозяйка не могла чувствовать себя во всеоружии, если под рукой не было этого чуда советской стеклянной промышленности.

По сей день граненый стакан — излюбленная мерка для хозяек при отмеривании продуктов.

  • Налепить пельменей или вареников без стакана также не представлялось возможным. Тот, что побольше (200-250 мл) использовали, чтобы «вырезать» из теста заготовку для вареников, а его меньших «собратьев» (100 – 150 мл) подключали к процессу изготовления пельменей. Интересный факт: сегодня на прилавках магазинов есть много приспособлений для того, чтобы вырезать из теста заготовку для пельменей или вареников, но гранчак остается вне конкуренции.
Читать еще:  Месяц отказа от вредной привычки

Для вырезания кружочков из теста используют именно граненый стакан.

  • С помощью стакана с солью избавлялись от повышенной влажности. Многие застали то время, когда рамы были двойными, и для того, чтобы на окнах не появлялся иней, между ними помещали стакан с солью. Соль впитывала лишнюю влагу, а стакан чувствовал себя вполне комфортно, благодаря толстому стеклу, из которого он был сделан.

В советское время на окнах ставились двойные рамы, между которыми в холодное время года образовывалась корочка льда или иней. Чтобы предотвратить это, между рамами ставили стакан с солью.

  • Надежный атрибут приусадебного хозяйства. Некоторые дачники отказывались от картонных или торфяных стаканчиков для рассады в пользу гранчака. Стеклянный вариант считался более эстетичным, практичным и удобным вариантом.

Позволял сохранять чистый подоконник и привлекательный облик помещения.

  • Известное выражение «сообразить на троих» своим происхождением тоже обязано граненому стакану. Бутылку водки (500 мл) невозможно было разлить на два стакана, а вот для трех «веселящей жидкости» было в самый раз.

Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести».

Еще несколько необычных историй, связанных с граненым представителем стаканов. Предполагают, что стахановское движение вполне могло называться стакановским, так как фамилия всем известного передовика была не Стаханов, а Стаканов. Очевидно, что коммунистические лидеры не могли позволить существовать столь незвучной фамилии и в результате мы имеем то, что имеем.

Почему-то, в какой-то момент, граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством. Его «светлый» советский образ оказался испорчен…

Даже распространенная фраза: «простой, как три копейки» имела непосредственное отношение к стакану, так как именно столько стоил классический представитель в самом начале своей славной истории.

Это был самый дешевый и самый распространенный вид посуды.

Еще один факт, получивший вполне прозаичное объяснение, имел место в начале 80-х годов прошлого века. Гранчаки вдруг стали «взрываться». В буквальном смысле. И даже ходила легенда о происках западных шпионов. Но все оказалось куда проще. На стекольных заводах стали активно внедрять новые производственные линии зарубежного производства. Пришлось немного отойти от заданной технологии, структура стекла была изменена. И стаканы стали рассыпаться. Все уладилось, когда немного доработали новую технологию. В общем, пришлось признать, что иностранные враги тут ни при чем.

На французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.

Причины популярности

Сверхпопулярность этого изделия объясняется просто. Прежде всего, повсеместным применением. Вряд ли вы сможете назвать еще хотя бы один бытовой предмет, который бы так активно использовался в домашних условиях, на предприятиях общепита, в транспорте и в автоматах с ароматной газировкой. Такой уровень всеобщего признания поистине заслуживает Книги Рекордов Гиннеса.

А кто не помнит автоматы с газированной водой, стоявшие несколько десятилетий назад на улицах городов? Ведь в них также наливали газировку в граненые стаканы.

Удобство формы, отсутствие эффекта скольжения и повышенная прочность – именно благодаря таким показателям стаканы стали востребованы на железнодорожном транспорте для подачи чая пассажирам.

Чай, подаваемый в пассажирских поездах и налитый в граненый стакан с подстаканником – классика!

И еще одно бесспорное преимущество – простота в уходе. Стакан очень просто мыть, на нем нет «труднодоступных» мест и он легко отмывается, как руками, так и посудомоечной машиной.

Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах.

Классическая модель имела 16 или 20 граней. Однако встречались варианты с 12, 14, 18 и даже 17 гранями.

Стаканы были с разным количеством граней – от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…

Как видно, граненый стакан, как и наше государство, имеет богатую и неоднозначную историю. И все же именно его без преувеличения можно смело назвать достижением советского научно-технического прогресса.

Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».

ВИДЕО: История советского граненого стакана.

История граненого стакана

Наш граненый стакан придумали американцы, а первым грохнул о землю Петр I.

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год. Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

БЕЗРОДНЫЙ «ИНОСТРАНЕЦ» ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение «древности» граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса «Завтрак» — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в. США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

«Вторая» жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

Читать еще:  С чем едят хумус

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Кто и зачем на самом деле придумал граненый стакан?

11 сентября свой день рождения отмечает знаменитый граненый стакан. Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным. В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе; из них пили чай на каждой советской кухне, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.

Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов. Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина – та самая создательница монумента «Рабочий и колхозница».

Однако многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого. Существует легенда о том, что такой стакан императору подарил владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.

Чтобы развеять мифы вокруг граненого стакана, «История.РФ» обратилась к его исторической родине: первый стакан такого типа был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе города Гусь-Хрустальный. Секреты производства нам выдала хранитель коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Алла Чуканова.

– Алла Витальевна, так кто же все-таки придумал граненый стакан – Мухина или стеклодувы времен Петра Великого?

– Стаканы как форма посуды в петровскую эпоху, конечно, были. Но нужно просто понимать, что мы имеем в виду под словами «граненый стакан». Это стакан, выработанный методом прессования, у него форма в виде граней и широкий ободок. Раньше гранением называлось придание этой специальной формы стопам – огранка. Когда возник советский стакан, его стали называть граненым, но это не совсем правильно.

– Какие же стаканы существовали во времена Петра I? Чем они отличались от советских?

– При Петре стаканы гранили вручную. Могли просто выдувать, могли потом огранить. Но тот стакан, день рождения которого отмечают 11 сентября, – это граненый стакан советского времени. Он даже не выдувался – его грани появлялись прессованным способом, то есть сразу же.

– Какова роль Веры Мухиной в истории появления этих популярных стаканов?

– Тому, что Мухина была сопричастна к появлению именно этой, советской формы стакана, даже есть документальные подтверждения. Они хранятся в музее Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии. Несколько лет назад я связывалась с директором этого музея, Сергеем Онищенко, и он мне прислал справку, что у них действительно есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе, которой руководила Вера Игнатьевна. Как художник производства, она стояла у истоков создания Ленинградского завода художественного стекла и выполняла задание правительства.

– Что это было за задание?

– Им было поручено разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В то время уже появлялись и посудомоечные машины, и стаканы, как правило, бились, а их нужно было много. Специалистам было дано задание разработать такой стакан, который бы был прочный, красивый, удобный в эксплуатации, легко мылся. Успенский в своих воспоминаниях пишет, что было разработано очень много образцов разной посуды, в том числе и граненый стакан, который потом стали изготавливать на Гусевском хрустальном заводе.

– Но как ваш завод стал «родиной» знаменитых стаканов, если сама Мухина работала в Ленинграде?

– Здесь было производство с давними традициями и хорошо оснащенное. Здесь были опытные мастера, в том числе техническая база для выпуска сначала контрольного количества стаканов, а потом уже наладили выпуск этих изделий на Гусевском хрустальном заводе. Ленинградский завод в то время – это был маленький цех: там работали только художники и выпускали какие-то эксклюзивные изделия.

– Где граненый стакан был распространен прежде всего?

– Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах. Помните автоматы с газировкой? Стакан [после использования] переворачивали, нажимали на донышко, и благодаря этому широкому ободку очень хорошо мылся краешек. К тому же стаканы были очень прочные, потому что применялся обжиг. Эти грани работали как ребра жесткости, и стекло становилось более прочным.

– Граненые стаканы широко использовались на железной дороге. Это правда, что стакан был сделан еще и таким образом, чтобы его сложно было разбить во время тряски в поезде или качки на корабле?

– Действительно, если граненый стакан упадет при качке на каком-нибудь корабле, он, благодаря своим граням, не сможет далеко укатиться и разбиться. Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом. В поездах дальнего следования еще разносят чай в таких стаканах, и даже с подстаканниками. У нас на опытном заводе до сих пор такие стаканы выпускают по заказам, они пользуются спросом! И на их донышке стоит логотип опытного стекольного завода – хрустальный гусь.

– Интересно, что выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести». Но почему в какой-то момент граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством? Его «светлый» советский образ оказался принижен…

– Да, есть такая версия. Это просто был самый дешевый и самый распространенный вид посуды. То, что было под рукой, то и использовали, в том числе и для этого. Знаете, в главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах! В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки – там так и было указано. Все было в стаканах, а не граммах, поэтому было удобно, везде этот стакан использовали.

– Я читала, что в 80-е годы граненые стаканы начали массово взрываться. Это правда?

– Так как эта тема уже давно поднимается, тут были разные вопросы, и этот вопрос тоже возникал. У нас в Гусь-Хрустальном есть такой специалист – Юрий Абрамович Гулоян, он главный специалист Научно-исследовательского института стекла. Он нам сказал, что в 70-е годы на заводе стали использовать французские линии, на которых стаканы потом отжигались – как бы закаливались. Это для того, чтобы снять остаточное напряжение в стекле, любое изделие из стекла проходит отжиг. Закалка – это то же самое, только температурный режим немного другой. И вот на этих французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. А те, что выдерживали закалку, служили недолго и рассыпались на осколки при небольшом ударе. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.

– Существует история о том, что изначально у таких стаканов было 16 граней – по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства.

– Действительно, это одна из версий. Стаканы были с разным количеством граней – по-моему, от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector