3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как принимать Дар богини Афины

Греческая богиня Афина: мифы. Афина — богиня мудрости

Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно – из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей – дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина — богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина — богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники – большой и малый. Афина — богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина — богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа – история Эрихтония

Афина – богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина — богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем — и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю — и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Читать еще:  Вкусные пасхальные куличи на желтках с сухими дрожжами

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами – отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

Гармония природы

Всегда поможет


admin

Дар Афины

Олива – самое древнее культурное растение Средиземноморья. 99 % всего оливкового масла производится именно здесь.
Наиболее многочисленные плантации оливы в Испании, Италии и Греции. Оливу здесь любят и почитают, ведь она издавна является их кормилицей.

В древности мощь и богатство государства определялась размерами оливковых плантаций. В Риме существовал закон, по которому рубка оливы каралась смертью.

Согласно мифу, богиня мудрости Афина Паллада подарила грекам оливу. Дерево оливы проросло из копья богини, и этот дар стал самым ценным, за что Афина получила власть над Аттикой, а олива стала считаться ее священным деревом. Богиню часто изображают с веткой оливы в руках. Олива как символ связана с именем Богоматери и архангела Гавриила, а в христианстве – с именем святого Пантелеймона-целителя.

Олива и маслина – разные названия одного дерева. Засоленные маслины могут храниться столетиями. Но в основном из оливок получали ценнейшее оливковое масло, которое шло в пищу, им умащивали тело и волосы, а масло более низкого качества, третьего отжима, использовали для светильников или давали в пищу рабам.

В России олива стала известна с XIII века. Сначала плоды ввозились в страну, затем оливу стали выращивать, например в садах Троице-Сергиева монастыря, но южная олива приживалась плохо. В России оливковое масло называли флорентийским, прованским или деревянным. В Крыму в Никитском ботаническом саду сохранились пятисотлетние растущие деревья оливы, есть несколько таких “старожилов” в Грузии, в Гурзуфе существует двухсотлетняя оливковая роща. У нас вывели много урожайных и зимостойких сортов. Известна оливковая роща в Туркмении, созданная селекционером Дмитрием Горбеем, который погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны.

Олива – вечнозеленое субтропическое дерево, которое может жить необыкновенно долго, или куст высотой до 10-15 м. С одного дерева собирают около 20 кг плодов. После 50 лет плодоношение дерева снижается. Мякоть плода содержит от 25% до 80% масла. Дерево растет медленно, но живет долго, бывает и до трех тысяч лет, и плодоношение может сохраняться через сотни лет.

Свежие плоды оливы не съедобны из-за горечи гликозида, их вымачивают или маринуют. Консервируют незрелые желто-зеленые оливки. Когда они приобретают бордовый или фиолетовый цвет – их тоже консервируют или маринуют. Для сухой засолки используют черные маслины. От способа консервирования – в масле, в соли, в уксусе, с косточкой или без – зависит вкус оливок.

Самое лучшее оливковое масло – первого холодного отжима, нерафинированное, имеет пометку “extra virgine”, именно такое масло обладает лечебными свойствами. Для хорошего масла оливки собирают вручную, так как при машинном сборе они повреждаются и подкисают. Масло оказывает благоприятное воздействие на печень, желчный пузырь, желудочно-кишечный тракт, снижает угрозу артрита, имеет иммуностимулирующий эффект, предупреждает развитие атеросклероза, обладает противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. Его можно добавлять в тесто для выпечки вместо маргарина или сливочного масла. Хорошо его использовать в косметике для кожи и волос. В одном из интервью Софи Лорен рассказывала, что ее кожа находится в прекрасном состоянии благодаря оливковому маслу.

Для жарки рекомендуется оливковое масло, которое имеет на этикетке бутылки надпись “100% olive oil” – это смесь: 80%-ное рафинированное оливковое масло и 1/5 масла первого холодного отжима.

Так же, как и вино, вкус оливок зависит от того, на какой почве они растут. В этом смысле самое благоприятное место для выращивания оливок – это остров Крит, греческое оливковое масло считается лучшим. Качество масла определяется его кислотностью, чем ниже кислотность, тем лучше масло и мягче его вкус. Кислотность должна быть 0,8% и ниже, если она 0,1% – это “элексир молодости”. В Европе допускается кислотность оливкового масла до 1%.

Читать еще:  История возникновения шоколада

По сравнению с другими растительными маслами оливковое масло содержит в 3,5 раза больше олеиновой кислоты, которая присутствует в жировой ткани человека, и поэтому очень хорошо усваивается, замедляет процессы старения, снижает риск возникновения гипертонии и ишемии сердца. Наличие осадка в масле не говорит о его плохом качестве, так как полезные фосфолипиды (особенно лецитин) находятся в нем во взвешенном состоянии. В рафинированном масле нет фосфолипидов.

Избыточное потребление растительных жиров может привести к желчнокаменной болезни.

ПОЛЕЗНЫЕ РЕЦЕПТЫ:

Масло от кожных высыпаний — смешать в пропорции 1 :1 сок чеснока и оливковое масло.

Камни в желчных протоках — принимать оливковое масло за 30 мин. до еды. Сначала по половине чайной ложки, постепенно увеличивая дозу до 0,5 стакана. Русские знахари говорили, что оливковое масло не только разрушает застой желчи, но и выводит камни и песок.

Очищение организма в целом — 1 ч.ложка оливкового масла, 1 ч.ложка меда. Смешать масло и подогретый жидкий мед. Пить ежедневно утром натощак в течение месяца.

Очищение кишечника – 1 ст.ложка оливкового масла, 1 ч.ложка меда, 1 ч.ложка лимонного сока. Все смешать, пить ежедневно натощак.

Слабительное — влить 1 ст.ложку оливкового масла в 1 стакан воды, хорошо размешать и выпить утром натощак.

Боли в правом подреберье – 10 дней по утрам натощак выпивать 1 ч.ложку или 1 ст.ложку оливкового масла.

Лосьон для сухой кожи – смешать сок огурца и несколько капель оливкового масла.

Для кожи тела — регулярное втирание оливкового масла благотворно сказывается на состоянии кожи, улучшает ее эластичность. Если масло втереть до ванны или душа, кожа лучше очистится. Для людей конституции “Ветер” (худощавых) очень полезно, особенно зимой, после ванны втирать в кожу тела оливковое масло, добавив в него несколько капель какого-либо эфирного масла – мяты, розы, нероли, иланг-иланга, ромашки, лаванды и т.д.

Маска-компресс для сухой кожи — пропитанную маслом салфетку или вату наложить на лицо и шею. Сверху покрыть горячим влажным полотенцем, которое выдержать на лице до остывания. Вытереть лицо свежим влажным полотенцем, освежить тоником.

Горячая маска для сухой кожи —3 ст.ложки льняного семени, 1 ч.ложка оливкового масла, 0,5 ч.ложки меда. Семена льна залить стаканом воды и варить до желеобразного состояния. Немного остудить, добавить масло и мед. Нанести массу на лицо и шею, закрыть полотенцем для сохранения тепла, держать 15-20 минут. Смыть теплой водой, освежить тоником. Это старинный итальянский рецепт, особенно полезен для сухой, увядающей кожи.

Маска, предупреждающая старение кожи – итальянский рецепт. Отварить стакан белой фасоли, протереть через сито, отделить шелуху. Добавить 1 ст.ложку оливкового масла и 1 ст.ложку лимонного сока. В теплом виде на 20 минут нанести на лицо. Смыть сначала горячей, затем теплой водой.

Тонизирующая маска – смешать 1 ст.ложку сметаны,1 ч.ложку оливкового масла, 0,5 ч.ложки меда, 2-3 капли сока лимона. Наложить на лицо, руки, шею. Приготовить горячую ванну, вылить в нее пену от заваренного натурального кофе и добавить несколько капель бодрящего мандаринового эфирного масла. 10 минут принимать ванну, выпивая кофе, затем смыть маску.

Тонизирующая маска – свежий желток смешать с 1 ч.ложкой оливкового масла, добавить немного любого овощного или фруктового сока. Нанести на лицо на 20 минут. Смыть теплой водой.

Моментальное освежение кожи — взбить 1 яичный желток, добавить 1 ч.ложку оливкового масла, перемешать. Нанести толстым слоем на лицо и шею на 20 минут. Смыть теплой водой, освежить кожу тоником. Эту маску применяют итальянские актрисы перед съемками.

Омоложение кожи – цветки календулы уложить в темную стеклянную емкость, залить оливковым маслом, плотно закрыть и выдержать 40 дней в темном месте. Процедить и наносить на область морщин или на все лицо 2 раза в день.

Очистка и питание кожи лица – взбить яичный белок и желток, добавить 5-7 капель лимонного сока и 1 ч.ложку оливкового масла. Все смешать. Наносить на лицо на 20 минут. Средство очищает и питает кожу лица. Это древнегреческий рецепт.

От черных кругов и “мешков” под глазами – ватные диски смочить оливковым маслом и держать под глазами 10-15 минут. Если делать это регулярно, можно получить отличный результат. Средство популярно у артистов миланского Ла Скала.

Для красивых бровей – втирать ежедневно в брови оливковое масло и расчесывать их щеточкой.

Для мягкой кожи на локтях – регулярно смазывать кожу смесью оливкового масла и апельсинового сока. Кожа станет мягкой и нежной.

Для густых волос — втирать в кожу головы смесь желтка и 1 ч.ложки оливкового масла. Распределить по всей длине волос. Утеплив голову, держать маску 40 минут. Смыть шампунем.

Маска для любых волос – смешать 1 ст.ложку оливкового масла, 1 ст.ложку коньяка и 1 желток. Нанести на волосы на 1 час, утеплив голову. Сполоснуть и вымыть волосы шампунем.

Родосские ассоциации

Когда задумаешь отправиться к Итаке, молись, чтоб долгим оказался путь, путь приключений, путь чудес и знаний. Гневливый Посейдон, циклопы, лестригоны страшить тебя нисколько не должны, они не встанут на твоей дороге, когда душой и телом будешь верен высоким помыслам и благородным чувствам.

Темы блога

пятница, 25 июля 2014 г.

Акрополь Линдоса: дары богине

Афина Линдия активно участвовала в жизни своего города. Но поклонялись ей не только местные жители — сюда стекались почитатели с самых разных концов греческого — и не только греческого — мира. Ее благодарили за благополучное возвращение из морского плавания; просили о помощи в выборе невесты; выполняли обет об установке статуи, когда торговая операция принесла прибыль; благодарили за рождение сына; молили об избавлении от болезней и прочих напастей; крестьяне просили дождя; шулеры — доверчивых клиентов; воры — чтобы их не поймали; строители — чтобы здание не рухнуло; неверные жены — чтобы мужья оставались в неведении; цари — чтобы сосед преждевременно не узнал о готовящемся на него нападении. И при этом обещали, если богиня поможет, посвятить в храм такой-то дар в виде таких-то золотых (серебряных, медных, керамических) предметов таким-то весом. Многие подношения хранились — как в музее — в помещениях верхней площадки, примыкавших к пропилеям. Стены этих комнат, как уже было сказано, расписывали известные мастера своего времени. В разных местах акрополя были расставлены статуи на постаментах, посвященные богатыми почитателями во исполнение своих обетов перед богиней (статуй датские археологи нашли немного — все же эти изваяния отливали из бронзы, металла дорого и ценного, так что в период от Феодосия II до Муссолини у этих скульптур было очень мало шансов избежать плавильной печи; а вот постаментов с надписями сохранилось очень много). В общем, посещение такой святыни, как акрополь Афины Линдии, для древнего человека было событием незабываемым и очень ярким, запоминавшимся на всю жизнь.

Богине подносили дары не только в виде каких-то предметов, украшений или статуй, но и монеты, обычно серебряные или медные. Естественно, у Афины Линдии, как у любой приличной богини, имевшей собственное святилище, была и собственная казна.

В задней части храма (в данном случае — это южная часть) располагалась особая комната — опистодом; от главной, центральной, самой священной части, которая называлась наосом и в которой находилась знаменитая хрисоэлефантинная статуя богини, опистодом был отделен сплошной стеной, так что вход в него был особый, с заднего торца.

Найденные здесь предметы сейчас хранятся в археологических музеях Стамбула и Копенгагена. При чем тут Стамбул? Дело в том, что первые десять археологических сезонов, с 1902 по 1912 год, датчане капали с разрешения османских властей. Но самое ценное они все же умудрились вывезти в Копенгаген. В том числе, и главную свою находку — каменную стелу с Линдской храмовой хроникой. Ее, впрочем, нашли в другом месте — у подножия акрополя.

Читать еще:  Готовим в духовке

В этой яме было найдено около 3 тысяч вотивных даров, датируемых временем от VII до V века до нашей эры, не позднее. Данное обстоятельство наводит на мысль, что все эти посвящения были собраны в одно место в то время, когда храм подвергался реконструкции и ремонту после одного из очередных пожаров, случившегося в 392 г. до н. э.

В большом числе сохранились — кроме всего прочего — бронзовые застежки и булавки, когда-то скреплявшие священный пеплос (платье), в который была одета роскошная хрисоэлефантинная статуя богини. Каждый год, к главному празднику города, юные девушки ткали новый пеплос, расшивали его золотыми узорами, и в свещенной процессии подносили его в дар Афине. Так богиня получала новое одеяние.

Также в большом количестве в депозитарии найдены терракотовые фигурки и предметы повседневного обихода. Имелись и редкие, очень дорогие заморские подношения: известняковые и терракотовые фигурки с Кипра, стеклянные и фаянсовые амулеты из Египта, шикарные морские раковины — тридакны — с рельефными украшениями. Одна из очень интересных вещиц, которая может рассказать о многом, это изящная ложка из слоновой кости.

Ложка датируется архаической эпохой — VII или VI веком до н. э. Об этом говорит как сама стилистика, так и египетские мотивы, которые были в моде у греков как раз в ту эпоху. Ложка вырезана в виде утки, обернувшейся назад. Утка — очень распространенный мотив в Египетском искусстве, особенно в период Нового царства. Она, утка, ассоциировалась с женской сексуальностью. Голова утки часто появляется и на египетских ложках, и на других предметах — как завершающее украшение. Наша родосская вещица, судя по всему, следует как раз этим египетским образцам и этой греческой моде.

АФИНА-ПАЛЛАДА[49]

Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын, необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив ему, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

Афина — в шлеме и эгиде, с Никэ, богиней победы, на руке, со щитом и посвященной ей змеей.

(Копия со статуи работы скульптора Фидия (V в. до н. э.), стоявшей в храме Парфеноне в городе Афинах.)

Афина покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать. Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом искусстве.

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

На всю Лидию[50] славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:

— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.

И вот, под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:

— Не одно зло несет с собой, Арахна, старость; годы несут с собой опыт. Послушайся моего совёта: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова. Молящих прощает богиня.

Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:

— Ты неразумна, старуха. Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?

— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.

Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому Как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зерделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна: по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.

Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина, в шлеме, с щитом и в эгиде, потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный.[51] По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своём покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны, а ее ударила челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:

— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоем потомстве.

Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector